Главная / Cовместное планирование достижений учащихся
Fb Tw YouTube Instagram
Cовместное планирование достижений учащихся

НОУ «Частная школа «Унисон» - инновационная площадка

Направление: совместное планирование достижений учащихся на разных ступенях школьного образования.

Проблема: достижение нового качества образования в соответствии с установками национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» возможно при индивидуализации образовательного процесса.

В свою очередь, эта индивидуализация возможна при условии, что учащиеся выступают как субъекты образовательной деятельности, способные определять ее цели, средства их достижения, находить необходимые ресурсы, оценивать достигнутые результаты и сознавать свою ответственность за неё.

Формирование учащихся как субъектов образовательной деятельности представляет собой длительный процесс, который осуществляется на всех ступенях школьного образования. Опыт формирования учащихся как полноценных субъектов образовательной деятельности еще только складывается. В связи с этим существует много неясных вопросов, которые касаются прежде всего педагогического управления данным процессом. К числу возможных способов такого педагогического управления относится совместное планирование достижений учащихся в образовательной деятельности, в котором участвуют учителя, другие специалисты (в частности, психологи), сами учащиеся, их родители. Существует необходимость определения различных элементов указанного планирования (наличие достижения, ресурсы, планируемые достижения, анализ и оценка реальных достижений и т.д.).

Цель: разработка, опытная проверка и апробация технологии совместного планирования достижений учащихся  в образовательной деятельности на разных ступенях школьного образования.

Исходные теоретические положения: смысл индивидуализации образовательного процесса, в конечном счёте, заключается  в раскрытии и реализации потенциала ребенка, что возможно только на основе познания и оценки его достижений и человеческого потенциала всеми субъектами образовательного процесса, в т.ч. и самим учащимся.

Основной способ помощи ребенку в его развитии – это понимание его личностного существования. Понимание помогает ребенку не чувствовать себя отвергнутым или одиноким, осознавать себя частью жизненного мира. По мере роста понимания дети становятся (по утверждению М. и Р. Снайдеров), строителями собственной жизни. Они начинают принимать во внимание внутренний мир других, подготовлены, чтобы принять участие в развитии культуры. М.С. Каган определил смысл понимания человека человеком как стремление познать, пережить в своем воображении состояние другого, т.е. отнестись к другому не как к объекту собственной деятельности, но именно как к субъекту.

Проблемы планирования достижений ребёнка в образовательной деятельности могут быть решены с позиций гуманитарного подхода, который (С.Л. Братченко, С.Г. Вершловский, В.С. Гершунский, А.Г. Гогоберидзе, В.А. Козырев, А.С. Роботова, Ю.В. Сенько, В.И. Слободчиков и др.) предполагает рассмотрение:

ребёнка как субъекта культурного саморазвития;

педагога как посредника между ребёнком и культурой, способного поддержать индивидуальное самоопределение личности в ценностях культуры;

педагогического процесса как культурного процесса,  успешность протекания которого определяется личными смыслами его субъектов, их взаимодействием.

Гуманитарный подход позволяет рассматривать образование как часть культуры. Образование ребенка в этом случае становится частью его индивидуальной культуры (Э.Н.Гусинский, Ю.И. Турчанинова). В общефилософском смысле речь идет о  рассмотрении  процессов взаимодействия ребёнка с окружающей предметной и социальной средой, - о процессах социализации (включении ребёнка в мир людей) и культурации (включении ребёнка в окружающий природный мир, мир вещей, созданных людьми, в мир взаимоотношений по поводу создания и пользования этими вещами, в свой собственный мир по поводу взаимоотношения с этими вещами и этими людьми). Таким образом, это подход, рассматривающий и изучающий ребенка как субъекта разных видов деятельности и общения, интегрирующегося в человеческую культуру и, одновременно с этим, культуросозидающего.

Становясь «центральным феноменом культуры» (В.В. Сериков), образование начинает взаимодействовать с ребенком, а ребенок с образованием в том смысле, как человек творит культуру, а культура – человека (М.С. Каган). «Именно культура является неиссякаемым источником развития ребенка» (В.В. Абраменкова). Это значит, что познание и понимание ребенка в условиях образовательного процесса ориентируется на опыт его культуроосвоения и культуросозидания, то есть опыт взаимодействия с миром людей, культуры, искусства, природы, опыт познания  и деятельности.

Гуманитарный подход – методологическая основа личностно - ориентированной педагогики, поскольку «культурные смыслы образования – это и есть человеческие смыслы» (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич). Потому и сам инструмент диагностики априори не может рассматриваться только как инструмент познания ребенка. В русле гуманитарного подхода это, прежде всего инструмент познания ребенка. В русле гуманитарного подхода это, прежде всего инструмент, помогающий понять ребенка.

Гуманитарная методология определяет в качестве предмета изучения проявления единичного, уникального, личностного. В рамках гуманитарного подхода педагогическая деятельность мыслится как со-деятельность, совместное преодоление затруднений в индивидуально-личностном становлении и субъектном развитии. Гуманитарная стратегия диагностики основывается на признании педагогом права ребенка и его близких самим принимать решение относительно жизни, судьбы. Она предполагает активное и заинтересованное участие диагностируемого в процессе диагностики. Результаты диагностики используются не для поиска пробелов или недостатков развития, а для обнаружения сильных сторон ребенка и перспектив их развития.

С позиций гуманитарного подхода, условиями, обеспечивающими взаимодействие и взаимопонимание учащихся, родителей и педагогов в вопросах планирования и оценивания достижений учащихся, являются:

определение ясных и  понятных («замеряемых») критериев оценки совместно всеми субъектами образования;

« надпредметный » характер критериев оценки;

«зримый», вещный характер результатов оценивания (текст, график,  продукт и т.п.);

обсуждение результатов оценивания всеми субъектами образовательного процесса для определения актуальных задач дальнейшего образования и развития учащегося.

Система оценивания достижения учащихся как условие раскрытия их природных возможностей включает оценку субъектных проявлений учащегося:

в познании (базовые учебные умения, ИKT);

в общении (коммуникации);

в саморазвитии  и самообучении (интересы,  воля, самоорганизация, самоопределение...).

Совместное планирование достижений учащихся имеет не только индивидуальные, но и возрастные приоритеты:

на ступени начальной школы важно обеспечить развитие субъектных проявлений во взаимодействии с окружающими людьми и учебной деятельности;

на ступени средней школы важно поддерживать и развивать субъектные проявления подростков в культурном самоопределении, стимулировать проявления творчества, самостоятельности в исследовательской деятельности, способность к самостоятельному выбору исследовательских проектов;

на старшей ступени значимым становится развитие субъектной позиции в познании и понимании себя, умения позитивно оценить свои способности, возможности, осознанно выбирать перспективы для дальнейшего образования, творчески осуществлять и презентовать исследования на разном содержании, в конечном итоге развивая способность к самообразованию.

Основные идеи (гипотеза): инструментом совместного планирования и оценки индивидуальных достижений учащихся в образовательной деятельности может быть портфолио ученика, имеющее свои особенности на каждой ступени школьного образования.

В начальной школе портфолио должно отражать особенности образовательной деятельности ученика, направленной на достижение общих целей начального образования, главной из которых является формирование у детей умения учиться в школе.

Портфолио ученика основной школы должно отражать его достижения не только в учебной, но и в других сферах деятельности (в реализации социальных проектов, в самообразовании, в дополнительном образовании).

Портфолио ученика старшей школы должно отражать его достижения в определении и реализации собственной  образовательной программы.

Портфолио ученика может стать инструментом управления его образовательной деятельностью, если в нём будет фиксироваться сам процесс этой деятельности, а не только его результаты.

Повысить «инструментальное» значение портфолио можно при методическом обеспечении аналитической деятельности учащихся. Элементами такого методического обеспечения могут стать: технологические карты, определяющие объекты и критерии оценки по каждому учебному предмету; опорные материалы для самооценки учащимися своих достижений и проблем. Предстоит выяснить, какие именно методические материалы в наибольшей мере соответствуют потребностям и возможностям учащихся на каждой ступени школьного образования.

Необходимым элементом совместного планирования достижений учащихся должны стать периодические обсуждения реальных результатов образовательной деятельности учащихся и её перспектив.

Продукт деятельности: описание технологии совместного планирования достижений учащихся в образовательной деятельности на разных ступенях школьного образования.

Примерная структура итогового документа

Проблемы формирования учащихся как субъектов образовательной деятельности в современной школе.

Теоретические основы формирования субъектной позиции учащихся.

Особенности образовательных маршрутов учащихся на разных ступенях школьного образования.

Портфолио ученика начальной школы как инструмент планирования достижений в образовательной деятельности.

Портфолио ученика основной школы как инструмент планирования достижений в образовательной деятельности.

Портфолио ученика старшей  школы как инструмент планирования достижений в образовательной деятельности.

Методическое обеспечение аналитической деятельности учащихся.

Организационные формы презентации и оценки достижений учащихся в образовательной деятельности.

Опыт реализации технологии совместного планирования в школе «Унисон».

Рекомендации по использованию технологии совместного планирования в образовательной практике.


Отчёт Санкт–Петербургской авторской школы «НОУ Частная школа Унисон» о выполнении федерального инновационного проекта «Совместное планирование достижений учащихся на всех ступенях школьного образования» (2013-2014 учебный год)

 

Совместное планирование достижений учащихся на примере изучения математики в старших классах - презентация мастер-класса на весенней конференции «Эврика-Авангард»-2014, учитель математики Д.В.Амелин.