Главная / Проект-победитель I конкурса Фонда Президентских грантов в 2017году «От неприятия «чужих» к сотрудничеству с «другими»
Fb Tw YouTube Instagram

Проект-победитель I конкурса Фонда Президентских грантов в 2017году
«От неприятия «чужих» к сотрудничеству с «другими»



Аналитический доклад (этап 1)

Аналитический доклад (этап 2)

Информация о проекте

  1. Грантовое направление, которому преимущественно соответствует планируемая деятельность по проекту:

    поддержка проектов в области науки, образования, просвещения

  2. Название проекта, на реализацию которого запрашивается грант:

    «От неприятия «чужих» к сотрудничеству с «другими»: организация сетевых молодежных поликультурных центров (Кавказ – Волга – Санкт-Петербург).

  3. Краткое описание проекта:

    Суть проекта - организация историко-культурных экспедиций учащихся в Приэльбрусье, г. Энгельс, г. Санкт-Петербург. Образовательная ценность проекта заключается в его многогранности. Социальный опыт необходим человеку для успешной личной жизни и продуктивной работы в избранной профессии. В детях надо развивать:

    • умение анализировать мир как систему;
    • умение видеть проблемы и разрабатывать проблемные поля;
    • умение синтезировать частные замыслы решения проблем в стройные концепции;
    • умение делать выбор и принимать оптимальные, с учётом сложившегося контекста, решения;
    • умение создавать команду и работать в ней;
    • умение выполнять поставленные задачи и рефлексировать эффективность работы.

    Исследовательская экспедиция - лучший способ понять и прожить опыт взаимодействия с различными этнокультурными традициями Российской и национальной идентичности. Учащиеся будут сравнивать историю, культуру быта, народные обычаи и традиции, художественное и музыкальное творчество, духовно-нравственные ценности и религию народов, населяющих Северный Кавказ, Поволжье, Санкт-Петербург. Цель такого исследования – показать участникам экспедиций их Родину как гармоничную многонациональную экосистему. Для достижения мира и согласия в многонациональном обществе необходимо формировать опыт совместной деятельности учащихся, обучающихся в разных регионах РФ. На начальном этапе проект предполагает организацию тесного сотрудничества на основе специально организуемого сетевого взаимодействия названных выше четырех образовательных организаций, проведение систематических вебинаров, установление непосредственных профессиональных контактов между заинтересованными учителями. Представляемый проект направлен на превращение школы в пространство межкультурного диалога. Использование современных форм коммуникации и методов общения, создание поликультурных центров позволит привлечь к анализу происходящих в обществе процессов широкий круг людей, обсудить природу и причины возникающего взаимного непонимания, увидеть объединяющие силы и ресурсы развития, разработать механизм сетевого взаимодействия школ, работающих в сложных этнокультурных средах, как средство социализации юных граждан России.

  4. География проекта. Участники проекта:

    г. Санкт-Петербург: ОАНО «ШКОЛА «УНИСОН»

    г. Тырныауз: МОУ "Лицей N1", МОУ СОШ №2

    Школа №2 СЗФО; Кабардино-Балкарская Республика, СКФО;

    г. Энгельс: МБОУ «МЭЛ им. А.Г. Шнитке», Саратовская область, Приволжский ФО.

  5. Дата начала реализации проекта:

    01.09.2017

  6. Дата окончания реализации проекта:

    30.11.2018

  7. Обоснование социальной значимости проекта:

    Среди факторов, негативно влияющих сегодня на развитие российского общества - как единой полиэтничной и поликультурной политической нации, особое место занимает неспособность системы общего среднего образования решать в новых условиях одну из своих важнейших социокультурных задач – на системном уровне воспитывать у юных граждан России чувства патриотизма, чувства их исторической включенности в великое поликультурное цивилизационное пространство страны. Стало очевидным, что социокультурные условия, в которых ныне происходит этнонациональное и духовно-нравственное становление юной личности, решительно отличаются от своих аналогов второй половины прошлого века и нуждаются в принципиально новом осмыслении. Какие новые формы и способы образовательно-воспитательной деятельности могут быть продуктивны и эффективны в конкретных условиях большого или малого города, далекого таежного села, горного аула? Суть нашей инициативы - организация сетевого взаимодействия школ, работающих в сложных этнокультурных средах, как средства развития актуальных воспитательных компетенций участников образовательного процесса через организацию историко-культурных экспедиций в Приэльбрусье Кабардино-Балкарской Республики, на Волгу (г. Энгельс) и в Санкт-Петербург. Основная идея – использовать опыт совместной деятельности учащихся, педагогов, живущих в разных регионах РФ для формирования толерантности и успешной социализации в многонациональном обществе. По окончании экспедиции все ее участники возвращаются в свои родные города дружными и сплочёнными командами, с реальным опытом разработки и реализации образовательного проекта, мотивированные к управлению собственными социальными проектами и созданию школьных поликультурных центров по той командной модели, которая была им предложена в ходе экспедиции. В этих условиях система образования играет значительную роль и как стабилизирующий фактор, и как фактор, компенсирующий негативные явления и процессы, протекающие в поликультурном социуме. Таким образом, проблема формирования толерантного сознания оказывается более чем актуальной, и решение ее, на наш взгляд, требует комплексного подхода, организации определенной системы целенаправленных действий на уровне каждого образовательного учреждения. Причем процесс этот должен быть разнонаправленным, многоступенчатым. Проект продолжит развитие на базе созданных ресурсных поликультурных центров.

  8. Целевые группы проекта:

    учащиеся, руководители и педагоги образовательных организаций, родители

  9. Цели проекта:

    Основная цель – формирование у детско-взрослого сообщества опыта сотрудничества в изучении общих черт и особенностей образа жизни молодежи в различных регионах РФ через организацию историко-культурных экспедиций в разных регионах России.

  10. Задачи проекта:

    Основная цель – формирование у детско-взрослого сообщества опыта сотрудничества в изучении общих черт и особенностей образа жизни молодежи в различных регионах РФ через организацию историко-культурных экспедиций в разных регионах России.

    • Задача №1: Создание организационных условий для руководства проектом.
    • Задача №2: Организация межрегионального сотрудничества образовательных организаций для выработки механизмов системного воспитания у юных граждан России чувства их исторической включенности в поликультурное цивилизационное пространство страны.
    • Задача №3: Поиск новых и обобщение существующих продуктивных и эффективных форм и способов образовательно-воспитательной деятельности в целях воспитания у юных граждан, принадлежащих к различным этнокультурным традициям, российской и национальной идентичности.
    • Задача №4: Выработка механизмов достижения открытости школы местному социуму, интенсивному включению родителей в разработку и реализацию ее образовательных программ, творческому использованию окружающей культурной среды в интересах социализации учащихся.
    • Задача №5: Развитие образовательного туризма молодых граждан России с использованием уникальных культурно-исторических ценностей, природы Санкт-Петербурга, Кавказа, Поволжья для развития толерантного сознания, выработки компетентности противостояния взаимному отчуждению и ксенофобии.
    • Задача №6: Выработка механизмов диссеминации опыта и результатов проекта в массовую образовательную практику.


  11. Партнёры проекта:

    НОУ Открытый институт «Развивающее образование»: Консультационная

    Региональные СМИ: Информационная

    Местная администрация Эльбрусского муниципального района: Организационная

    Институт образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» г. Москва: экспертная

  12. Как будет организовано информационное сопровождение проекта:

    Создание сайта проекта, посвященного проблемам мультикультурного образования, подготовке педагогов к работе в этой области, возможностям метода кейс-стади в решении проблем образования. Ежемесячные публикации в региональных СМИ, 4 телерепортажа на каналах региональных ТВ. Издание материалов проекта в виде книги.

  13. Количественные результаты:

    количество человек, принявших участие в мероприятиях проекта: 450

    количество человек, которым оказаны услуги в сфере образования, просвещения: 500

  14. Качественные результаты:

    У учащихся школ, участников проекта, сформируется опыт совместной деятельности по анализу образа жизни современной молодежи в различных регионах РФ и понимание особенностей образа жизни «других», готовности к сотрудничеству с ними. Пролонгированное сопоставление образовательно-воспитательных результатов на Кавказе и других регионах (в том числе в крупных городах, а также в этнически относительно однородных и полиэтничных территориях) создаст условия развития профессионально-компетентностной подготовки самих учителей (педагогов, воспитателей) к работе с современными детьми и подростками в столь деликатной сфере. Реализация проекта решает проблему открытости школы местному социуму, интенсивному включению родителей в разработку и реализацию ее образовательных программ, творческому использованию окружающей культурной среды в интересах социализации учащихся. Появление модели образовательного туризма, для выработки компетентности противостояния взаимному отчуждению и ксенофобии.

  15. Дальнейшее развитие проекта:

    Создание на базе школ-участников проекта ресурсных поликультурных центров по распространению опыта организации культурно-исторических экспедиций школьников. Выявление новых возможностей сетевых школ, находящихся в разных регионах РФ, в решении актуальных задач воспитания учащихся. Выработка механизма диссеминации опыта и результатов проекта в массовую образовательную практику. Результаты проекта будут востребованы и получат распространение по двум причинам:

    • во-первых, в связи со спецификой возраста: подростковый период - время активной социализации личности и становления характера, период, когда происходит становление социальных отношений. Этот возраст также тесно связан с проблематикой осознания подростками идентичности и самоидентичности.
    • во-вторых, в условиях нарастающей конфликтности в обществе на фоне разрушения старых социальных групп и стереотипов особенное звучание приобретет вопрос о формировании толерантного сознания как профилактики конфликтов на национальной почве.
  16. Источники ресурсного обеспечения проекта в дальнейшем:

    Созданные на базе школ-участников проекта ресурсные поликультурные центры по распространению опыта организации культурно-исторических экспедиций школьников смогут работать на условиях самофинансирования. Средства родителей, пожертвователей, спонсорские средства.