Аннотация инновационного образовательного проекта
«Школа для петербургской семьи»
Идея инновационного образовательного проекта:
Новыми механизмами вовлечения родителей в образование, включая участие в управлении образовательным процессом являются проекты совместной деятельности родителей учащихся, самих учащихся и педагогов. Участие в данных проектах рассматривается как «признак петербургской семьи», которая стремится поддержать статус Санкт-Петербурга как культурной столицы России.
«Школа для петербургской семьи» — это программа совместной деятельности семей учащихся, педагогов школы и ее социальных партнёров по освоению и созданию аутентичных «Текстов культуры».
Данная деятельность осуществляется по четырём направлениям: включение в культурную жизнь города через участие в культурно-образовательном салоне «Я Петербуржец»; функционирование «Семейного театра»; организация публичных дискуссий по проблемам воспитания и современного образования («Клуб в Театральной библиотеке»); проведение ежегодной педагогической конференции «Петербург как школа», на которой обсуждаются результаты и перспективы совместной деятельности родителей учащихся, педагогов школы и ее социальных партнеров.
Первое направление: Салон «Я Петербуржец». Задача Салона - дать семьям представление об основных аспектах понятия «Петербуржец» через проведение встреч с ведущими специалистами разных сфер искусства и науки, демонстрацию аудио и видео материалов, проведение концертов и выставок, подготовку родителями и детьми совместных проектов в рамках деятельности Салона.
Второе направление совместной деятельности – «Семейный театр». Проведение театральных сессий-погружений для семей, где решаются важнейшие вопросы для формирования личности, формируются нравственные ценности. Семьи – взрослые и дети – в форме импровизации получают возможность решать сложные и жизненно необходимые для развития личности проблемы (добро и зло, сострадание, взгляд на будущее, на историю страны, города, конфликты поколений и пр.).
Третье направление – проведение постоянных встреч педагогического сообщества Санкт-Петербурга в «Клубе в Театральной библиотеке», обсуждение актуальных проблем и направлений развития современного школьного образования в кругу специалистов в сфере образования.
Четвертое направление - ежегодная педагогическая конференция, где активными участниками и экспертами являются родители. В результате повышается субъектная позиция родителей в образовательном пространстве: активное участие, понимание ценностей и смыслов образовательной деятельности, соотнесение их с ценностными установками и потребностями семьи в ситуации развития личности ребёнка с учетом его индивидуальных особенностей.
Цель проекта: выявление возможностей вовлечения родителей в образовательную деятельность школы через взаимодействие разных поколений петербуржцев в деле укрепления статуса Санкт-Петербурга как культурной столицы России.
Задачи проекта
- Создание Салона «Я Петербуржец»
- Организация «Семейного театра»
- Организация и проведение педагогической конференции «Петербург как школа»
- Организация дискуссионного педагогического клуба «Клуб в Театральной библиотеке»
Период реализации инновационного образовательного проекта.
2020-2023 годы
Обоснование актуальности выполнения инновационного образовательного проекта:
Достижение нового качества образования, соответствующего современным вызовам общества, зависит от характера отношений участников образовательного процесса. Центр ответственности за воспитание и образование детей смещается в сторону семьи, это движение закреплено Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 44).
Родители вовлекаются в образовательное поле школы, становятся заказчиками образовательных услуг и участниками образовательного процесса, тем самым занимая субъектную позицию в отношениях школы и семьи. Для субъектной позиции семьи характерны активность в образовательном пространстве, понимание ценностей и смыслов образовательной деятельности, соотнесение их с ценностными установками и потребностями семьи в ситуации развития личности ребёнка с учетом его индивидуальных особенностей. Уровень педагогической культуры семьи оказывает существенное влияние на успешность образования и воспитания ребенка, его включенность в образовательный процесс и становление как субъекта собственной образовательной деятельности.
Практический опыт взаимодействия школы с вновь поступающими семьями учащихся показывает, что многие родители всё еще придерживаются традиционно сложившейся роли стороннего наблюдателя, не готовы проявлять инициативность, делегируют образовательному учреждению преимущественные права на образование и воспитание детей, некритично относятся к декларируемым нормам и ценностям школы.
Общение семьи и школы зачастую является неконструктивным. Просветительская роль школы утрачивает свою актуальность в связи с доступностью разнообразной психолого-педагогической информации. Ограничиваясь общими родительскими собраниями и индивидуальными беседами в момент уже сложившейся критической для ребенка ситуации, школа и семья теряют время и возможности, благоприятствующие развитию индивидуальных способностей и способствующие формированию субъектной позиции учебной деятельности самого ребенка.
Снижение воспитательного потенциала современной семьи связано как с материальными трудностями, так и с внутрисемейными отношениями. Прежние ценностные ориентиры подвергаются переоценке, изменяется состав семьи, её структура, размываются границы семьи. Увеличение затраченного на работу времени приводит к дефициту общения между членами семьи.
И семья, и школа обладают собственными уникальными ресурсами (интеллектуальными, культурными, организационными, профессиональными, социальными и т.д.), позволяющими, при правильно организованном взаимодействии, обогащать образовательный потенциал друг друга, эффективнее осуществлять процессы воспитания и образования ребенка, не только расширяя его образовательное пространство, но и демонстрируя в действии иные, в том числе творческие подходы к освоению реальности.
Проблема развития межпоколенческих отношений в условиях Санкт-Петербурга заключается в повышении качества жизни семьи, в становлении такого образца жизни семьи, для которого характерно совместное обсуждение с педагогами проблем детей и вовлечение всей семьи в лучшие культурные практики города. Заявленный проект может способствовать использованию возможностей школы в решении данной проблемы. Учитывая возможности использования воспитательного потенциала городского культурно-исторического пространства Санкт-Петербурга, мы можем говорить о предпосылках формирования «петербургской семьи», опирающейся в своем развитии на традиционные для Петербурга ценности: открытость новому, уважение к представителям и проявлениям иной культуры, предпочтение творческого, оригинального, интеллектуального жизненного пути.
Инновационность проекта Инновационность проекта заключается в создании новых механизмов вовлечения родителей в образование:
- программа дополнительного образования для детей и взрослых;
- опыт участия детей и родителей в «Семейном театре»;
- привлечение родителей в качестве экспертов по образовательным проектам.
Результаты Проекта могут быть применены в государственных и частных школах при организации форм взаимодействия семьи, школы и социальных партнеров школы в дополнительном образовании, повышения субъектности родителей в образовательном процессе. Опыт образовательного салона как инструмента сохранения культурных традиций и преемственности
Программа мероприятий:
П.п. |
Мероприятие |
Описание требований, предъявляемых к работам по реализации мероприятий (функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики (при необходимости), спецификации и др.) |
Основные результаты реализации мероприятий программы |
Ожидаемые результаты инновационной деятельности |
2019-2020 учебный год |
1. |
Организация деятельности Салона «Я Петербуржец» |
Соответствие мероприятий согласованной программе совместной деятельности |
Удовлетворенность участников возможностями совместной деятельности (анкетирование, опрос) |
Выявление способов согласования совместной деятельности (обсуждения) |
2. |
Организация деятельности «Семейного театра» |
Соответствие мероприятий согласованной программе совместной деятельности |
Удовлетворенность участников возможностями совместной деятельности (анкетирование, опрос) |
Выявление способов согласования совместной деятельности (обсуждения) |
3. |
Организация «Клуба в Театральной библиотеке» |
Соответствие мероприятий согласованной программе совместной деятельности |
Удовлетворенность участников возможностями совместной деятельности (анкетирование, опрос) |
Выявление способов согласования совместной деятельности (обсуждения) |
4. |
Подготовка и проведение педагогической конференции «Петербург как школа» |
Соответствие мероприятий согласованной программе совместной деятельности |
Удовлетворенность участников возможностями совместной деятельности (анкетирование, опрос) |
Выявление способов согласования совместной деятельности (обсуждения) |
2020-2021 учебный год |
1. |
Организация деятельности Салона «Я Петербуржец» |
1.Внесение изменений в программы совместной деятельности по запросам участников.
2.Влияние внеурочной деятельности и дополнительного образования на учебную деятельность учащихся.
|
Расширение круга участников |
Выявление мотивов участия в совместной деятельности, оценка ее значимости для различных групп участников |
2. |
Организация деятельности «Семейного театра» |
1.Внесение изменений в программы совместной деятельности по запросам участников.
2.Влияние внеурочной деятельности и дополнительного образования на учебную деятельность учащихся.
|
Расширение круга участников |
Выявление мотивов участия в совместной деятельности, оценка ее значимости для различных групп участников |
3. |
Организация «Клуба в Театральной библиотеке» |
1.Внесение изменений в программы совместной деятельности по запросам участников.
2.Влияние внеурочной деятельности и дополнительного образования на учебную деятельность учащихся.
|
Расширение круга участников |
Выявление мотивов участия в совместной деятельности, оценка ее значимости для различных групп участников |
4. |
Подготовка и проведение педагогической конференции «Петербург как школа» |
1.Внесение изменений в программы совместной деятельности по запросам участников.
2.Влияние внеурочной деятельности и дополнительного образования на учебную деятельность учащихся.
|
Расширение круга участников |
Выявление мотивов участия в совместной деятельности, оценка ее значимости для различных групп участников |
2021-2022 учебный год |
1. |
Организация деятельности Салона «Я Петербуржец» |
Синхронизация изменений в учебной и внеучебной деятельности обучающихся. |
Определение перспективных планов совместной деятельности на период после завершения проектов. |
Описание механизмов разработки контракта, предусматривающего активное участие родителей в образовательной деятельности школы. |
2. |
Организация деятельности «Семейного театра» |
Синхронизация изменений в учебной и внеучебной деятельности обучающихся. |
Определение перспективных планов совместной деятельности на период после завершения проектов. |
Описание механизмов разработки контракта, предусматривающего активное участие родителей в образовательной деятельности школы. |
3. |
Организация «Клуба в Театральной библиотеке» |
Синхронизация изменений в учебной и внеучебной деятельности обучающихся. |
Определение перспективных планов совместной деятельности на период после завершения проектов. |
Описание механизмов разработки контракта, предусматривающего активное участие родителей в образовательной деятельности школы. |
4. |
Подготовка и проведение педагогической конференции «Петербург как школа» |
Синхронизация изменений в учебной и внеучебной деятельности обучающихся. |
Определение перспективных планов совместной деятельности на период после завершения проектов. |
Описание механизмов разработки контракта, предусматривающего активное участие родителей в образовательной деятельности школы. |
Календарный план:
Мероприятия проекта ежегодно повторяются. Данные мероприятия рассматриваются как элемент образовательной программы школы. Отличия в годовых планах касаются подготовки продуктов проектной деятельности.
В 2020 году продуктом будет видеодневник ««Семья на сцене и в жизни».
В 2021 году - пособие для педагогов и родителей «Петербург как школа для детей и взрослых».
В 2022 году – сборник «Школа и семья как педагогические партнеры» (материалы совместных обсуждений проблем включения детей в культурную жизнь города).
Практическая значимость инновационных решений в рамках реализации инновационного образовательного проекта:
- Для непосредственных участников проекта откроются новые возможности городской социокультурной среды, способствующие личностному росту и развитию участников проекта. Сформируется опыт совместной деятельности по решению жизненных и нравственных задач. Качественно изменится содержание времени, проводимого родителями с детьми. У семьи появится возможность создать собственные уникальные ценности и традиции, формы проведения досуга. Повысится субъектная позиция родителей в образовательном процессе, что будет способствовать повышению субъектности самого ребенка и достижению нового качества образования.
- Для школ Санкт-Петербурга – новый взгляд на характер взаимодействия с семьями учащихся как петербургскими семьями, формирующими облик Санкт-Петербурга – культурной столицы России.
- Для школ других регионов – создана модель дифференцированного подхода к семьям учащихся, на основе реализации которого можно создать интеллектуального ядро родительского сообщества.
Продукты реализации инновационного образовательного проекта:
- «Петербург как школа для детей и взрослых» - пособие для педагогов и родителей.
- «Семья на сцене и в жизни» - видеодневник.
- «Школа и семья как педагогические партнеры» - материалы совместных обсуждений проблем включения детей в культурную жизнь города.
Перспективы развития проекта после завершения срока реализации.
Функционирование Салона «Я Петербуржец» как площадки дополнительного образования детей и взрослых, расширение круга участников Салона, появление филиалов в разных районах Санкт-Петербурга будет способствовать решению проблемы формирования образовательного и социокультурного пространства города, с использованием других источников финансирования.
Привлечение семей из разных районов Санкт-Петербурга для участия в «Семейном театре».
Развитие практики педагогического партнёрства родителей и школы. Расширение состава участников дискуссионного «Клуба в Театральной библиотеке» и педагогической конференции, объединение всех социальных партнеров для обсуждения совместной деятельности. Участие приглашённых семей в ежегодной школьной педагогической конференции позволит привлечь к анализу происходящих в образовательном пространстве процессов широкий круг людей, увидеть объединяющие силы и ресурсы развития семьи и школы, выявить новые возможности школ, находящихся в разных районах Санкт-Петербурга, в решении актуальных задач образования и воспитания учащихся.
|