Главная / Инновационный образовательный проект «Школа для петербургской семьи»
Fb Tw YouTube Instagram

Аннотация инновационного образовательного проекта «Школа для петербургской семьи»



Идея инновационного образовательного проекта:

Новыми механизмами вовлечения родителей в образование, включая участие в управлении образовательным процессом являются проекты совместной деятельности родителей учащихся, самих учащихся и педагогов. Участие в данных проектах рассматривается как «признак петербургской семьи», которая стремится поддержать статус Санкт-Петербурга как культурной столицы России.

«Школа для петербургской семьи» — это программа совместной деятельности семей учащихся, педагогов школы и ее социальных партнёров по освоению и созданию аутентичных «Текстов культуры».

Данная деятельность осуществляется по четырём направлениям: включение в культурную жизнь города через участие в культурно-образовательном салоне «Я Петербуржец»; функционирование «Семейного театра»; организация публичных дискуссий по проблемам воспитания и современного образования («Клуб в Театральной библиотеке»); проведение ежегодной педагогической конференции «Петербург как школа», на которой обсуждаются результаты и перспективы совместной деятельности родителей учащихся, педагогов школы и ее социальных партнеров.

Первое направление: Салон «Я Петербуржец». Задача Салона - дать семьям представление об основных аспектах понятия «Петербуржец» через проведение встреч с ведущими специалистами разных сфер искусства и науки, демонстрацию аудио и видео материалов, проведение концертов и выставок, подготовку родителями и детьми совместных проектов в рамках деятельности Салона.

Второе направление совместной деятельности – «Семейный театр». Проведение театральных сессий-погружений для семей, где решаются важнейшие вопросы для формирования личности, формируются нравственные ценности. Семьи – взрослые и дети – в форме импровизации получают возможность решать сложные и жизненно необходимые для развития личности проблемы (добро и зло, сострадание, взгляд на будущее, на историю страны, города, конфликты поколений и пр.).

Третье направление – проведение постоянных встреч педагогического сообщества Санкт-Петербурга в «Клубе в Театральной библиотеке», обсуждение актуальных проблем и направлений развития современного школьного образования в кругу специалистов в сфере образования.

Четвертое направление - ежегодная педагогическая конференция, где активными участниками и экспертами являются родители. В результате повышается субъектная позиция родителей в образовательном пространстве: активное участие, понимание ценностей и смыслов образовательной деятельности, соотнесение их с ценностными установками и потребностями семьи в ситуации развития личности ребёнка с учетом его индивидуальных особенностей.

Цель проекта: выявление возможностей вовлечения родителей в образовательную деятельность школы через взаимодействие разных поколений петербуржцев в деле укрепления статуса Санкт-Петербурга как культурной столицы России.

Задачи проекта

  1. Создание Салона «Я Петербуржец»
  2. Организация «Семейного театра»
  3. Организация и проведение педагогической конференции «Петербург как школа»
  4. Организация дискуссионного педагогического клуба «Клуб в Театральной библиотеке»

Период реализации инновационного образовательного проекта.

2020-2023 годы

Обоснование актуальности выполнения инновационного образовательного проекта:

Достижение нового качества образования, соответствующего современным вызовам общества, зависит от характера отношений участников образовательного процесса. Центр ответственности за воспитание и образование детей смещается в сторону семьи, это движение закреплено Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 44).

Родители вовлекаются в образовательное поле школы, становятся заказчиками образовательных услуг и участниками образовательного процесса, тем самым занимая субъектную позицию в отношениях школы и семьи. Для субъектной позиции семьи характерны активность в образовательном пространстве, понимание ценностей и смыслов образовательной деятельности, соотнесение их с ценностными установками и потребностями семьи в ситуации развития личности ребёнка с учетом его индивидуальных особенностей. Уровень педагогической культуры семьи оказывает существенное влияние на успешность образования и воспитания ребенка, его включенность в образовательный процесс и становление как субъекта собственной образовательной деятельности.

Практический опыт взаимодействия школы с вновь поступающими семьями учащихся показывает, что многие родители всё еще придерживаются традиционно сложившейся роли стороннего наблюдателя, не готовы проявлять инициативность, делегируют образовательному учреждению преимущественные права на образование и воспитание детей, некритично относятся к декларируемым нормам и ценностям школы.

Общение семьи и школы зачастую является неконструктивным. Просветительская роль школы утрачивает свою актуальность в связи с доступностью разнообразной психолого-педагогической информации. Ограничиваясь общими родительскими собраниями и индивидуальными беседами в момент уже сложившейся критической для ребенка ситуации, школа и семья теряют время и возможности, благоприятствующие развитию индивидуальных способностей и способствующие формированию субъектной позиции учебной деятельности самого ребенка.

Снижение воспитательного потенциала современной семьи связано как с материальными трудностями, так и с внутрисемейными отношениями. Прежние ценностные ориентиры подвергаются переоценке, изменяется состав семьи, её структура, размываются границы семьи. Увеличение затраченного на работу времени приводит к дефициту общения между членами семьи.

И семья, и школа обладают собственными уникальными ресурсами (интеллектуальными, культурными, организационными, профессиональными, социальными и т.д.), позволяющими, при правильно организованном взаимодействии, обогащать образовательный потенциал друг друга, эффективнее осуществлять процессы воспитания и образования ребенка, не только расширяя его образовательное пространство, но и демонстрируя в действии иные, в том числе творческие подходы к освоению реальности.

Проблема развития межпоколенческих отношений в условиях Санкт-Петербурга заключается в повышении качества жизни семьи, в становлении такого образца жизни семьи, для которого характерно совместное обсуждение с педагогами проблем детей и вовлечение всей семьи в лучшие культурные практики города. Заявленный проект может способствовать использованию возможностей школы в решении данной проблемы. Учитывая возможности использования воспитательного потенциала городского культурно-исторического пространства Санкт-Петербурга, мы можем говорить о предпосылках формирования «петербургской семьи», опирающейся в своем развитии на традиционные для Петербурга ценности: открытость новому, уважение к представителям и проявлениям иной культуры, предпочтение творческого, оригинального, интеллектуального жизненного пути.

Инновационность проекта Инновационность проекта заключается в создании новых механизмов вовлечения родителей в образование:

  • программа дополнительного образования для детей и взрослых;
  • опыт участия детей и родителей в «Семейном театре»;
  • привлечение родителей в качестве экспертов по образовательным проектам.

Результаты Проекта могут быть применены в государственных и частных школах при организации форм взаимодействия семьи, школы и социальных партнеров школы в дополнительном образовании, повышения субъектности родителей в образовательном процессе. Опыт образовательного салона как инструмента сохранения культурных традиций и преемственности

Программа мероприятий:

П.п. Мероприятие Описание требований, предъявляемых к работам по реализации мероприятий (функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики (при необходимости), спецификации и др.) Основные результаты реализации мероприятий программы Ожидаемые результаты инновационной деятельности
2019-2020 учебный год
1. Организация деятельности Салона «Я Петербуржец» Соответствие мероприятий согласованной программе совместной деятельности Удовлетворенность участников возможностями совместной деятельности (анкетирование, опрос) Выявление способов согласования совместной деятельности (обсуждения)
2. Организация деятельности «Семейного театра» Соответствие мероприятий согласованной программе совместной деятельности Удовлетворенность участников возможностями совместной деятельности (анкетирование, опрос) Выявление способов согласования совместной деятельности (обсуждения)
3. Организация «Клуба в Театральной библиотеке» Соответствие мероприятий согласованной программе совместной деятельности Удовлетворенность участников возможностями совместной деятельности (анкетирование, опрос) Выявление способов согласования совместной деятельности (обсуждения)
4. Подготовка и проведение педагогической конференции «Петербург как школа» Соответствие мероприятий согласованной программе совместной деятельности Удовлетворенность участников возможностями совместной деятельности (анкетирование, опрос) Выявление способов согласования совместной деятельности (обсуждения)
2020-2021 учебный год
1. Организация деятельности Салона «Я Петербуржец» 1.Внесение изменений в программы совместной деятельности по запросам участников.
2.Влияние внеурочной деятельности и дополнительного образования на учебную деятельность учащихся.
Расширение круга участников Выявление мотивов участия в совместной деятельности, оценка ее значимости для различных групп участников
2. Организация деятельности «Семейного театра» 1.Внесение изменений в программы совместной деятельности по запросам участников.
2.Влияние внеурочной деятельности и дополнительного образования на учебную деятельность учащихся.
Расширение круга участников Выявление мотивов участия в совместной деятельности, оценка ее значимости для различных групп участников
3. Организация «Клуба в Театральной библиотеке» 1.Внесение изменений в программы совместной деятельности по запросам участников.
2.Влияние внеурочной деятельности и дополнительного образования на учебную деятельность учащихся.
Расширение круга участников Выявление мотивов участия в совместной деятельности, оценка ее значимости для различных групп участников
4. Подготовка и проведение педагогической конференции «Петербург как школа» 1.Внесение изменений в программы совместной деятельности по запросам участников.
2.Влияние внеурочной деятельности и дополнительного образования на учебную деятельность учащихся.
Расширение круга участников Выявление мотивов участия в совместной деятельности, оценка ее значимости для различных групп участников
2021-2022 учебный год
1. Организация деятельности Салона «Я Петербуржец» Синхронизация изменений в учебной и внеучебной деятельности обучающихся. Определение перспективных планов совместной деятельности на период после завершения проектов. Описание механизмов разработки контракта, предусматривающего активное участие родителей в образовательной деятельности школы.
2. Организация деятельности «Семейного театра» Синхронизация изменений в учебной и внеучебной деятельности обучающихся. Определение перспективных планов совместной деятельности на период после завершения проектов. Описание механизмов разработки контракта, предусматривающего активное участие родителей в образовательной деятельности школы.
3. Организация «Клуба в Театральной библиотеке» Синхронизация изменений в учебной и внеучебной деятельности обучающихся. Определение перспективных планов совместной деятельности на период после завершения проектов. Описание механизмов разработки контракта, предусматривающего активное участие родителей в образовательной деятельности школы.
4. Подготовка и проведение педагогической конференции «Петербург как школа» Синхронизация изменений в учебной и внеучебной деятельности обучающихся. Определение перспективных планов совместной деятельности на период после завершения проектов. Описание механизмов разработки контракта, предусматривающего активное участие родителей в образовательной деятельности школы.


Календарный план:

Мероприятия проекта ежегодно повторяются. Данные мероприятия рассматриваются как элемент образовательной программы школы. Отличия в годовых планах касаются подготовки продуктов проектной деятельности.

В 2020 году продуктом будет видеодневник ««Семья на сцене и в жизни».

В 2021 году - пособие для педагогов и родителей «Петербург как школа для детей и взрослых».

В 2022 году – сборник «Школа и семья как педагогические партнеры» (материалы совместных обсуждений проблем включения детей в культурную жизнь города).

Практическая значимость инновационных решений в рамках реализации инновационного образовательного проекта:

  1. Для непосредственных участников проекта откроются новые возможности городской социокультурной среды, способствующие личностному росту и развитию участников проекта. Сформируется опыт совместной деятельности по решению жизненных и нравственных задач. Качественно изменится содержание времени, проводимого родителями с детьми. У семьи появится возможность создать собственные уникальные ценности и традиции, формы проведения досуга. Повысится субъектная позиция родителей в образовательном процессе, что будет способствовать повышению субъектности самого ребенка и достижению нового качества образования.
  2. Для школ Санкт-Петербурга – новый взгляд на характер взаимодействия с семьями учащихся как петербургскими семьями, формирующими облик Санкт-Петербурга – культурной столицы России.
  3. Для школ других регионов – создана модель дифференцированного подхода к семьям учащихся, на основе реализации которого можно создать интеллектуального ядро родительского сообщества.

Продукты реализации инновационного образовательного проекта:

  • «Петербург как школа для детей и взрослых» - пособие для педагогов и родителей.
  • «Семья на сцене и в жизни» - видеодневник.
  • «Школа и семья как педагогические партнеры» - материалы совместных обсуждений проблем включения детей в культурную жизнь города.

Перспективы развития проекта после завершения срока реализации.

Функционирование Салона «Я Петербуржец» как площадки дополнительного образования детей и взрослых, расширение круга участников Салона, появление филиалов в разных районах Санкт-Петербурга будет способствовать решению проблемы формирования образовательного и социокультурного пространства города, с использованием других источников финансирования.

Привлечение семей из разных районов Санкт-Петербурга для участия в «Семейном театре».

Развитие практики педагогического партнёрства родителей и школы. Расширение состава участников дискуссионного «Клуба в Театральной библиотеке» и педагогической конференции, объединение всех социальных партнеров для обсуждения совместной деятельности. Участие приглашённых семей в ежегодной школьной педагогической конференции позволит привлечь к анализу происходящих в образовательном пространстве процессов широкий круг людей, увидеть объединяющие силы и ресурсы развития семьи и школы, выявить новые возможности школ, находящихся в разных районах Санкт-Петербурга, в решении актуальных задач образования и воспитания учащихся.