Главная / События / 2018/2019 / Наши на «ЭВРИКЕ»
Fb Tw YouTube Instagram

"НАШИ НА "ЭВРИКЕ". Октябрь - 2018


26-28.10.2018г. прошла межрегиональная конференция Института Проблем Образовательной Политики «Эврика» (г.Москва) в которой приняли участие учителя и учащиеся ОАНО «ШКОЛА «УНИСОН».

В рамках конференции ОАНО «ШКОЛА «УНИСОН» представила мастер-класс учителя изобразительного искусства и технологии, члена Союза художников, Союза дизайнеров РФ, доцента кафедры средового дизайна Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица, Наталии Борисовны Быковой «ЛЕТТЕРИНГ».

Обсуждаемые вопросы на мастер-классе:

  1. Возможна ли реализация метапредметной программы «Развитие культуры речи учащихся» на уроках изобразительной деятельности?
  2. Возможно ли создание своего сообщения изобразительными средствами?
  3. А как бы вы визуализировали свой текст в контексте развития метапредметных компетенций? Участники мастер-класса получили возможность «поиграть» со словом, нарисовать слово и «дорисоваться» до его сути.

Мастер-класс включал два задания:

  1. Иллюстрация СМЫСЛА этого слова с использованием только букв.
  2. Иллюстрация СВОЙСТВ того предмета или явления, которое названо этим словом с использованием дополнительных графических средств.

В рамках мастерской приняли участие учителя ОАНО "ШКОЛА "УНИСОН":

  • А. Сафарова - заместитель ди⁠ректора, руководитель проекта "Развитие культуры речи", учитель английского языка;
  • Д.В.Амелин - заместитель ди⁠ректора, учитель математики;
  • О.В. Михайлов - руководитель проекта "Современный мир науки", учитель физики;
  • К.Р.Халиуллин - учитель литературы и русского языка.
  • Л.Р.Герапинович - ди⁠ректор ОАНО и"ШКОЛА "УНИСОН",
  • М.М.Нурмухаметова - кандидат экономических наук, финансовый ди⁠ректор ОАНО "ШКОЛА "УНИСОН",
  • Эксперт мастерской - эксперт Института Проблем Образовательной Политики «Эврика» - В.К.Бацын.




В рамках межрегиональной конференции наши учащиеся также представили творческий продукт - спектакль «Мечтать разрешается…». Работа детей была проделана в максимально сжатые сроки (формат «Жесткого времени») и отличалась яркостью идеи, оригинальностью детской авторской постановки.

Один из главных и основных вопросов конференции - вопрос сценария развития системы образования и сегодняшние результаты развития образования.

Научный руководитель ИПОП «Эврика» А.И.Адамский проанализировал культурно-историческую традицию российского образования в контексте развития образовательной политики в России. Анализируя развитие институтов в образовании со времен Древней Руси и до сегодняшнего дня А.И. Адамский фиксировал культурно-историческую драматургию становления норм в образовании. До конца 17 века институционального устройства российского образования не существовала. В рамках имперского периода развития в течение двух веков российское образование переживало институциональное становление. Формировалась иерархическая система регулирования содержания образования и форматов его получения. Изначально система образования таким образом имплицитно содержала норму жесткого следования инструкциям, ретрансляции отобранного культурного содержания с целью его освоения и воспроизведения потребителем образовательных услуг.

«Усложнение содержания образования – вызов для развития» - озвучил свое сообщение И. Д. Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ, в котором обсудил подходы преобразования системы образования через изменение содержания образования (представлений о результатах образования).

Результаты образования сами по себе могут иметь ценностный смысл для конкретного человека. Но обсуждаются результаты образования обществом и государством в различных контекстах:

  • образовательные результаты как человеческий капитал;
  • образовательные результаты как гарантия трансляции культуры и обеспечения связи поколений;
  • образовательные результаты как инструмент укрепления государства;
  • образовательные результаты как инструмент, обеспечивающий устойчивое развитие.

Теория человеческого капитала строится на представлениях об общем и специфическом человеческом капитале. Классическая теория человеческого капитала делает акцент на специфическом капитале (употребимом на узкой профессиональной ориентации). Вместе с тем, в постклассическом и неоклассическом периоде общий человеческий капитал становится предметом пристального внимания в условиях глобализации экономики. Усложняется понимание человеческого капитала как результата образования (предметные знания и компетенции, универсальные (трансверсальные) компетенции, личностные характеристики, активная самостоятельность). Какие задачи по институционализации нового понимания результатов образования стоят перед современным обществом?

Необходимо институционализировать представления о современных предметных грамотностях, позволяющих операционализировать знания, которые получают люди. На сегодняшний день содержание обучения в программах, учебниках, оценочных инструментах отражается в формате комплекса знаний-умений-навыков, превалирующих над опытом, который мотивирует человека на их приобретений или их применение. В этом смысле компетенция (навык решения сложных задач) не является целью, которая реализуется через содержание образования. Важнейшая задача институционализации новых представлений о результатах образования состоит в нормативном определении и операционализации представлений об универсальных компетенциях как результатах образования. Например, необходимо институционализировать некогнитивные универсальные компетенции как ключевых составляющих человеческого капитала (планирование времени, умение работать в команде, эмоциональная устойчивость, настойчивость и так далее).

В рамках своего сообщения А. Семенов, академик РАН и РАО обсуждал механизмы развития образования через изменение содержания образования. Институциональный ход – в диверсификации оценочных процедур и инструментов оценки результатов образования.

Т.М. Ковалева-профессор, доктор наук, президент МОО «Межрегиональная Тьюторская Ассоциация» проблематизировала понимание результатов образования через человеческий капитал. Профессиональная «заточка» результатов образования вне общекультурного контекста все равно по определению невозможна. Капитализация человека вне его общекультурного потенциала малоэффективна (или невозможна). Образование как потенциал и образование как капитал – совершенно разные подходы в понимании результатов образования. Наращивание образовательного потенциала и становление человека как субъекта деятельности предоставляет ему возможность самостоятельно капитализировать свой индивидуальный культурный потенциал.

Участники конференции в процессе обсуждения фиксировали необходимость экспертного обсуждения механизмов институционализации представлений о новых результатах образования (образовательных результатах нового времени) как важнейших составляющих определения сценариев развития системы образования.

Обобщая дискуссию и итоги межрегиональной конференции в целом, А.И. Адамский подчеркнул, что мы можем дискутировать о прогнозах, но сейчас это все очень быстро проверяется и акцент должен смещаться на инструменты. Когда мы говорим об индивидуализации детей, нам сложно индивидуализировать институты образования. Многообразие и вариативность должны быть и в экспертном сообществе.



mycollages
mycollages