Главная / События / 2019/2020 / "ШКОЛА "УНИСОН" ПОСЛЕ ШКОЛЫ"
Fb Tw YouTube Instagram

Оценка и отметка в школе


27.01.2020 учителя петербургской школы «Унисон» обсудили один из главнейших вопросов в системе образовании «Оценка и отметка в школе»: как оценить достижения ребенка максимально прозрачно для всех участников образовательного процесса и что оцениваем: что является объектом оценки, каковы критерии оценивания, механизмы системы оценивания. В вопросах помогали учителям разбираться научный консультант школы «Унисон» доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО Олег Ермолаевич Лебедев, кандидат педагогических наук, преподаватель Санкт-Петербургского Государственного университета, учитель географии школы «Унисон» Ольга Олеговна Жебровская.

Тезисы О.О.Жебровской:

«

  • Разводим понятия «оценка» и «отметка».
  • Комментируем, делаем результаты оценивания прозрачными – доступными для ребят и родителей.
  • Учим выполнять самооценку.
  • Нужно ли остальным ребятам в классе знать об оценках/отметках других?

1. Что оцениваем?

Оцениваем и результат, и процесс. Это разные вещи, я по-разному это оцениваю.

Думаю, что можно ввести оценку процесса (вовремя сделал, делал сам или компилировал, насколько серьезным было отношение к работе, как взаимодействовал с другими ребятами, проявил ли инициативу или пошел по пути наименьшего сопротивления и т.д.).

Оценка результата проще, привычнее, вызывает, тем не менее, массу вопросов. Традиционно: « Я же сдал». А что сдал? В какой форме? На обрывке листа, в электронной форме (без сопроводительного текста, обращения, приветствия?). Дети эти нюансы не всегда улавливают.

Важно: оценивание прироста, того, что появилось по отношению ко дню вчерашнему, к самому школьнику вчерашнему.

Иногда все очевидно настолько, что можно четвертную отметку выствить в первых числах четверти, а годовую – в сентябре.

Мне кажется, что можно было бы использовать «4_К» для оценивания:

  • критическое мышление
  • коммуникацию
  • командообразование
  • креативность.

Но это никак не соответствует ни системе оценивания результатов (ОГЭ, ЕГЭ, ВПР, ДКР и т.д.), не соответствует ожиданиям родителей (нужны предметные результаты).

2. Прозрачность системы оценивания? (Дети, родители, сам учитель).

Пока с этим сложно. Только 9 класс (не все) подходят за комментариями и объяснениями. Иногда это выливается в настоящую дискуссию с аргументацией. Иногда (не всем) все равно настолько, что результаты оценивания вообще не вызывают никаких эмоций.

Использование информационных систем. В старших классах – Google-класс, очень удобно. Выписки можно отправлять родителям. В 5 – 7 классах, возможно, ClassDojo https://teach.classdojo.com/#/classes/5e2ea197ad6b29e92a81be99/points

3. Для чего оцениваем? Информационная значимость оценивания? На что влияет оценивание?

Основная функция – мотивационная и обучающая. Обучающая функция даже важнее (формирующее оценивание). Традиционно мы выставляем очень много отметок, больше, чем в школах других стран. Как они используются? Чаще – как инструмент контроля, даже дисциплинарного воздействия (надеюсь, что удается этого избежать).

Что делать, если ребенок сам активен и результативен, но при этом не дает возможности учиться остальным? Можно ли использовать для оценивания этот параметр, чтобы снизить отметку?


Что дальше? Как показать, насколько это полноценная четверка, например? Мне не хватает 5 баллов, частично использую 12-балльную шкалу (но потом приходится переводить в 5-балльную, что вызывает некоторые сложности)».


Начало размышлениям в этом вопросе положено. Двигаемся дальше.


01
01
02
03
04
05