Главная / События / 2019/2020 / Эврика – Авангард 2020:
Fb Tw YouTube Instagram

Регуляторы содержания образования ФГОС 4.0


18.04.2020 состоялась очередная Всероссийская конференция ИПОП «Эврика»: «Инициатива ФГОС 4.0» «Эврика – Авангард 2020», в работе которой приняли участие и учителя ОАНО «ШКОЛА «УНИСОН» - на заседании рабочей группы «Регуляторы содержания образования ФГОС 4.0» и на закрытии Пленума, представив кейс:


Сафарова Виктория Анатольевна, заместитель директора по инновационно-проектной деятельности, учитель английского языка ОАНО «ШКОЛА «УНИСОН»:

«Вынужденное» дистанционное обучение: новые возможности для индивидуализации образовательной программы ребёнка


Тезисы:

  • Тезис 1. «Новый» взгляд на практику индивидуализации образовательной программы».

    В ситуации «вынужденного» дистанционного обучения мы получили практическое подтверждение условности форматов реализации индивидуальной образовательной программы ребёнка (формальное, неформальное, информальное). Сейчас географически место реализации индивидуальной образовательной программы сузилось до комнаты ребёнка, а по сути, оно расширилось до невероятных масштабов онлайн-пространства, онлайн общения с друзьями, одноклассниками, учителями и жизненного семейного пространства.

    Какие возможности индивидуализации получили наши дети? Назовём некоторые из них:

    1. выбор индивидуального темпа усвоения учебного материала и выполнения заданий;
    2. выбор уровня учебных заданий: «обязательный минимум + …»
    3. выбор содержания учебного материала для решения индивидуальных задач: из предложенного учителем и/или на основе собственного индивидуального запроса;
    4. выбор формата представления образовательных результатов: ролик, конспект, майнд-мэп, голосовое сообщение и т.п.;
    5. самостоятельное выстраивание собственной образовательной траектории;
    6. возможности развития универсальных навыков;
    7. роль учителя как тьютора, задающего направление, сопровождающего индивидуальное продвижение;
    8. поддержка и участие родителей.
  • Тезис 2. Если мы говорим об индивидуализации образовательной программы, то мы неизбежно говорим и об индивидуализации образовательных результатов.

    Безусловно, должен выделяться инвариант, минимальный практически значимый результат, без которого невозможен переход к усвоению следующей темы, к следующему шагу или этапу. На данный момент этот предметный минимум обозначен во ФГОСах.

    Индивидуализация образовательных результатов может происходить через выделение уровней, например, базовый, углублённый, продвинутый. Второй путь индивидуализации образовательных результатов в большей степени касается гуманитарных предметов и личностных смыслов и самоопределения ребенка. Примерами таких образовательных результатов могут быть «Мой Пушкин», «Мой русский язык» («Что для меня означает изучение русского языка?») и «Моя биология» и т.д.

  • Тезис 3. Регуляторы содержания образования ФГОС 4.0 будут максимально эффективны в условиях изменения уровня интеграции во взаимодействии школы с семьей ребенка.

    Мы выделяем 4 уровня интеграции включенности родителей:

    1. информированные родители об образовательных программах школы (минимальное участие);
    2. родители – соисполнители образовательных программ школы;
    3. родители – авторы образовательных программ школы;
    4. родители – независимые эксперты образовательных программ школы (максимальное участие).

    Чем выше уровень интеграции, тем больше мы можем говорить о субъектности родителей и о разделении ответственности семьи и школы за образовательные результаты ребенка.


Ольга Александровна Зеленская – учитель начальных классов, психолог:

Дорожная карта учащегося в образовательном пространстве школы «Унисон»


Тезисы:

  • В течение года в школе велась работа по созданию «Дорожной карты ученика начальной школы по формированию УУД».
  • Цель разработки – помочь ученикам и родителям ориентироваться в образовательном пространстве школы, оценивать продвижение учащегося, определять актуальные задачи обучения и развития ученика и составлять на этой основе индивидуальный образовательный маршрут.
  • В основе целеполагания – развитие у учащегося универсальных учебных действий с учетом актуальности этих задач (по результатам диагностики).
  • Также цели связаны с развитием ключевых компетенций 21 века («Форсайт Компетенций – 2030» Сколково) с учетом возможностей образовательной программы школы и внеурочной деятельности ребенка.
  • Формат «Дорожной карты» позволяет учитывать запросы и возможности семьи, школы и ученика, понимать позицию другого, индивидуализировать обучение в школе.
  • Субъектная позиция ученика в образовательном процессе – непременное условие его активности, заинтересованности процессом обучения. Включение в оценку достижений ученика всех субъектов образовательного процесса позволяет повысить как взаимопонимание детей, родителей и учителей , так и объективность оценок.
  • Системная совместная работа над «Дорожной картой» позволяет привлечь родителей в качестве соисполнителей образовательных программ школы.


http://ifgos.proeureka.ru/stuff


4
4