Авторская федеральная инновационная школа ОАНО Школа «Унисон»
с 1991 года

Послесловие: «… и вами, как нянька старая, горжусь»…

 

В театральной практике есть  действо под названием дивертисмент: ряд концертных номеров, составляющих особую программу, даваемую в дополнение к основному спектаклю. Так вот, вечер в Театре музыкальной комедии по случаю тридцатилетия школы Унисон вполне может быть назван дивертисментом, если считать, что основной спектакль, дополнением к которому он стал, –  это как раз те самые тридцать лет взрослых и детских неустанных и непрерывных трудов и дней (воспользуюсь словами Гесиода). Это был своего рода народный праздник урожая. А поскольку урожай оказался обильным, то и праздник удался на славу.

 

К чему скрывать? – я смотрел на всех участников с чувством восторженного очарования. До этого вечера я был знаком с ними – учителями и учениками – именно как с учителями и учениками. И вот вдруг они открываются мне совершенно с новой, внешкольной стороны. При этом я наперед уведомлен, что главными и основными творцами всего этого грандиозного шоу выступают не взрослые, а сами ребята. Они авторы идеи, они создатели программы, они исполнители, они режиссеры и продюсеры. И то, что происходит на сцене, – ярко и талантливо, задорно и радостно и – одновременно – умно и серьезно. Особенно – когда зазвучали стихи.

 

Не понаслышке знаю, что выбор стихов для публичного исполнения – трудное дело. И уж тем более в условиях дивертисмента, когда до них и после них – танцевальные и вокальные номера, включая исполнение песен Beatles, возводящее и певцов-музыкантов, и весь зал в степень высочайшего кайфа и драйва! А тут – просто стихи, всем давно известные строки. Пастернак, Пушкин…

 

Пушкин! Возможно, я пристрастен и ревнив, но когда читают Пушкина, я всегда настораживаюсь. У меня есть мой Пушкин, невольно соперничающий с чужими Пушкиными. Декламационно-школярское чтение Пушкина с выражением вызывает во мне смесь тоски и ужаса. И когда его стихи зазвучали здесь, я напрягся. И вдруг почувствовал, что звучащие юные голоса – искренни, что в них – живое понимание Пушкина, что минувшая четверть тысячелетия не погасила огонь, зажженный гениальным юношей, по возрасту – старшим товарищем нынешних старшеклассников. Мне отчетливо показалось, что они сами переживали в те минуты чувство вневременной слиянности со смыслом воспроизводимых стихов, что они действительно ощущали себя посредниками между Пушкиным и сотнями людей в зале – и зал замер, будто впервые услышав пушкинский призыв, обращенный ко всем и каждому.

 

Для меня это была точка катарсиса. Именно ради таких мгновений стоит идти в учителя. На всю жизнь. И быть счастливыми, и гордиться, что в ней – хотя бы иногда – случаются такие дивертисменты. Унисоновцы, спасибо вам!

 

 Ваш В.К Бацын - эксперт всероссийских образовательных программ (г. Москва).