Авторская федеральная инновационная школа ОАНО Школа «Унисон»
с 1991 года

Калейдоскоп событий октября

Как никогда насыщенным событиями выдался октябрь! Образовательная экспедиция по пушкинским местам, неделя дублёра, открытие музейной экспозиции и даже судебное заседание – об этом и не только в октябрьском калейдоскопе.

Унисон в Пушкиногорье

Хорошей традицией школы Унисон стало расширение образовательного пространства посредством учебных экспедиций под руководством наших Мастеров – учителей школы. В начале октября унисоновцы старших классов отправились маршрутом А.С. Пушкина по Псковщине читать Великую Историю России. Идейным вдохновителем экспедиции и её главным организатором стала Яна Германовна Гордина, преподаватель изящной словесности. Компанию ей составила классная мама наших старшеклассников, учитель английского языка Екатерина Николаевна Ермакова.

Первая остановка на пути унисоновцев – культовый, историко-архитектурный и градостроительный центр Пскова, расположенный на высоком мысу при слиянии рек Великой и Псковы, ансамбль Кремля, в который вошли действующий Троицкий собор с колокольней, крепостные укрепления с каменными стенами и башнями, объекты Довмонтова города с фундаментами храмов и гражданских зданий, Приказная палата XVII в. А затем Псково-Печерский Свято-Успенский мужской монастырь и Печорская крепость, которая не раз принимала на себя удары с запада.

Вторая остановка – легендарный Изборск – ныне небольшое село с населением около 800 человек в 30 км к западу от Пскова, некогда один из древнейших на Руси городов-крепостей, оборонявших Псковские земли. После – долгожданный отдых на Словенских ключах и в компании лебедей в Изборско-Мальской долине.

На следующий день, конечно же, в Михайловское, родовое гнездо Ганнибалов-Пушкиных. Пройтись по старинному парку, выйти на берег реки Сороти и поразмышлять о том времени, когда по дорожкам гулял поэт. Как тяжелое испытание может обернуться подарком судьбы? Как двухлетнее деревенское заточение молодого, полного сил человека стало для него моментом истины, возможностью услышать и выразить самого себя? Об этом размышляем, стоя на берегу Сороти или разглядывая крошечный кабинет Пушкина, его перо и стол, маленькую лежанку и книги, – делится Яна Германовна Гордина, наш Учитель изящной словесности...

А затем в Тригорское! Эта усадьба – имение близких друзей Пушкина. Хозяйкой дома была П.А. Осипова-Вульф, глава большого семейства. Ссыльный Пушкин подружился с ее сыном Алексеем и двумя старшими дочерями. Пушкиноведы уверены, что Тригорское – это дом Лариных в романе Евгений Онегин, да и сами тригорские барышни считали себя прототипами героинь романа – Татьяны и Ольги. Неизменной популярностью у посетителей пользуются поэтические уголки тригорского парка – аллея Татьяны, скамья Онегина и дуб уединенный. Яна Германовна продолжает: Почему в рассказе о судьбе поэта отдельная большая часть – о доме Прасковьи Осиповны Вульф? Потому что здесь – хороший друг, прелестные девушки, их мама, ставшая поэту родным человеком. Потому что дом, где тебе всегда рады, где тебя любят и ждут, – по-настоящему родной. Так хорошо, как в Тригорском, Пушкину никогда не было в родном доме…..

На третий день в Пушкиногорье ребята отправились в имение Петровское, которое, как и Михайловское, было подарено Абраму Петровичу Ганнибалу императрицей Елизаветой Петровной. Благоустраивал усадьбу Петр Абрамович Ганнибал, его сын. Он построил роскошный дом и разбил прекрасный парк. Взбалмошного Петра Абрамовича живо напоминает Кирила Петрович Троекуров из пушкинской повести Дубровский, а Петровское является прототипом Покровского.  
Завершающий аккорд путешествия – Святогорский монастырь, расположенный в поселке Пушкинские Горы. В годы ссылки Пушкин находился под надзором настоятеля монастыря игумена Ионы и регулярно посещал обитель. Он мог свободно пользоваться архивом и богатейшей монастырской библиотекой, что было совершенно необходимо для его работы над Борисом Годуновым. Навещал он и семейный некрополь у стен Успенского собора. В апреле 1836 г. Пушкин привез сюда из столицы гроб с телом матери и выкупил на кладбище место для себя. Несколько месяцев спустя, 6 февраля 1837 г. здесь похоронили самого Пушкина, убитого на дуэли. С 1841 года на могиле поэта стоит памятник. На гранитном цоколе высечено: Александр Сергеевич ПУШКИН. Родился в Москве 26 мая 1799 года. Скончался в С. Петербурге 29 января 1837 года. В 1992 г. Святогорский монастырь возвратили Псковской епархии, и в Успенском соборе возобновились регулярные богослужения.

В последний день в Пушкинских Горах небо плакало – так не хотелось ему расставаться с унисоновцами. Яна Германовна пишет: Мы оказались на редкость благодарной и благородной аудиторией для всех гидов и экскурсоводов, которые даже не скрывали своего удивления. Да, мы такие. Здороваемся и прощаемся. Благодарим. Не перебиваем и не зеваем. Подаём женщинам руку при выходе. Мы помогаем друг другу в дождь укрыться под зонтиками. Мы слушаем экскурсовода, не глядя в телефон. Мы убираем за собой посуду. Мы делимся сухими футболками и тёплыми кофтами друг с другом.

Оказывается, образовательная экспедиция не только дарит возможности узнать что-то новое, но и даёт шанс узнать больше о своих одноклассниках и учителях, проявить свои лучшие человеческие качества. Успех первой образовательной экспедиции этого учебного года так вдохновил унисоновцев, что Советом учащихся было принято организовать следующую образовательную экспедицию уже в декабре этого года.

Педагогические дебюты в рамках.  Недели дублёра

День учителя в Унисоне празднуют целую неделю и дарят учителям самый ценный подарок – подлинный интерес к предмету, который выражается в подготовке урока для учащихся других классов. Целое созвездие интересных уроков и талантливых учителей появилось на унисоновском небосклоне.

Началась неделя с яркого урока математики, который провёл десятиклассник Ярослав Калинин для учащихся начальной школы. Эстафету подхватил Слава Сурмейко: он провёл урок обществознания в 8 классе. Обществознание очень популярно у наших юных учителей: Тимофей Сануков тоже поделился знаниями по этому предмету с девятиклассниками. С большим знанием дела подошли к подготовке уроков Лера Башанова и Ульяна Большакова из 9 класса: Лера вела уроки химии и алгебры в 8 классе, а Ульяна – урок геометрии в 8 и английского в 7. Девочки не испугались большого объема материала и справились с задачей на ура. Целых два урока провела шестиклассница Варя Инькова: урок литературы по басням Крылова в 5 классе и урок изобразительного искусства в начальной школе. Какие разносторонние и старательные у нас ученики!

Не отстают и выпускники: Игорь Махорин и Павел Королёв провели блестящий урок физики в 8-9 классах, поделившись знаниями, полученными в ходе подготовки к ЕГЭ. Потрясающие уроки литературы в 7 классе прошли под руководством учителей Бакаевой Доминики и Дроботя Остапа. Доминика рассказала ребятам о бродячей мудрости разных народов, о пословицах и поговорках. Остап вместе с семиклассниками проанализировал памятник древнерусской литературы – Поучение… Владимира Мономаха. В завершение Недели дублёра овации сорвал Никита Бабкин. Его урок географии в 5 классе – просто космос. Делится учитель географии Ольга Олеговна Жебровская:  Никита Михайлович провел урок географии в 5 классе. Урок получился интересным и метапредметным: изучали Землю, считали, читали Есенина и Пушкина, любовались картиной Куинджи, слушали "Лунную сонату" и вспоминали "Незнайку на Луне". Даже лунной походкой ходили. И астрономия была, и математика, и презентация, и видео... Спасибо, Учитель Никита!

В рамках Недели дублёра случился и более неожиданный учительский дебют. Олегу Вадимовичу на уроке астрономии в 10 классе ассистировал его сын, второклассник Александр. Он с большим знанием дела рассказал старшеклассникам об устройстве Солнечной системы. Старшеклассники слушали маленького Сашу не дыша. Ждём, когда Александр Олегович вырастет и присоединится к нашему педагогическому сообществу.

Айда по музеям!

Октябрь стал месяцем музеев для начальной школы. Программа знакомства с Прекрасным у наших малышей была очень обширная: 5-го октября в Русский музей отправились 3 и 4 классы, наши музейные завсегдатаи. В этот раз ребята сосредоточились на скульптурах, которых в Русском не мало, и изучали пластику человеческого тела. Через неделю, 12-го октября, 1 и 2 классы отправились в Эрмитаж. Приятным сюрпризом стало, что для большинства малышей этот визит был не первым. Тем не менее, удивлялись и задавали вопросы унисоновцы на каждом шагу, открывая загадочный мир Большого Искусства. Завершился месяц музеев вновь в Русском: 26-го октября ребята отправились на экскурсию, посвященную сюжетам древнегреческих мифов.

Существует мнение, что посещать музеи в столь юном возрасте бесполезно. Наши музейные выходы свидетельствуют об обратном: ребята с большим удовольствием изучают залы, узнают новое, задают вопросы, а главное  – начинают воспринимать музейное пространство города не как чужое, враждебное или скучное, а как то, что может приносить радость и эстетическое удовольствие.    

Разговор на свободную тему: октябрьские встречи с Владимиром Константиновичем Бацыным

Для Унисона большая честь, что нам наносят визиты именитые эксперты, мыслящие люди, которым небезразличны вопросы образования и воспитания. Так, эксперт ИПОП Эврика Владимир Константинович Бацын каждый месяц радует школу визитами и инициирует встречи с ученическим сообществом. Эти встречи – не уроки и не лекции, это свободные беседы свободных людей, обмен мнениями по поводу некоего культурного текста. В октябре встречи были посвящены знаменитому первому философическому письму Петра Яковлевича Чаадаева, написанному в 1829-31 годах и продолжающем волновать умы и по сей день.

Была заявлена двоякая цель встреч. С одной стороны, с высоты двух минувших веков вступить в диалог с автором, а с другой – оценить собственную способность к такому диалогу. Нелишне заметить, что первый опыт такого рода (обсуждение речи А.П.Куницына при открытии Царскосельского лицея) был высоко оценен участниками.

Действительно, написанное почти два века назад письмо не на шутку взбудоражило умы унисоновцев. На уроках и даже в коридорах во время перемен только и разговоров было, что о Чаадаеве. Полемика вокруг суждений басманного философа, без сомнения, расширила горизонты наших учащихся. Кто-то обогатился знаниями о существовании такой яркой персоналии, как Петр Яковлевич Чаадаев, а кто-то пошёл дальше, вглубь веков, следом за нашим гидом В.К. Бацыным и глубоко проанализировал взгляды ближайшего соратника Пушкина, сравнив их с собственными.

Особую ценность таким встречам, по мысли Владимира Константиновича, придает искренняя заинтересованность и личностная включенность в их подготовку как самих старшеклассников, так и учителей (причем не только профильных). Возникает подлинно интеллектуальное общение, содержание которого – не в пересказе мысли авторитета, а в творческом выстраивании собственного отношения к ней, – пишет Владимир Константинович ребятам после встречи. Успешность таких встреч – убедительное свидетельство готовности школы Унисон к дальнейшему обогащению образовательных практик ее детско-взрослого коллектива.

Пишем сочинение-описание осеннего дня в Аничковом саду

Где обсуждать и описывать красоту осеннего неба, как не в саду Аничкового дворца? – сказала Таисия Александровна Шевченко своим подопечным, второклассникам. И они отправились гулять и рефлексировать увиденное. Представьте себе картину: на скамейке в парке сидят пять второклассников и что-то усердно пишут в тетрадках. Как будто с натуры рисуют погожий осенний день. Но не красками, а словами. Удивительно живописно!

 

Наши разговоры о важном: встреча с гляциологом Алексеем Екайкиным

Большой затейник, наш учитель физики Олег Вадимович Михайлов, очень любит приглашать в школу своих друзей и знакомых – больших мировых ученых. Кого только не видели унисоновцы: исследователей космоса, подводных глубин, геологов и спелеолог. На этот раз в рамках научного семинара Солнце, лёд, вулканы и общество: история климата и цивилизации за последние 2000 лет к нам в гости пришёл гляциолог Алексей Анатольевич Екайкин.

Алексей Екайкин – кандидат географических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории изменений климата и окружающей среды Арктического и антарктического НИИ, участник 14 экспедиций в центральную Антарктиду, вице-президент Российской гляциологической ассоциации. Он знает о проблемах изменения климата не понаслышке. Уже много лет Алексей Анатольевич занимается гляциологией и палеогеографией, а также стабильность ледовой массы в Антарктиде.

Гляциолог Екайкин провел для унисоновцев потрясающий урок, посвященный истории климата и цивилизации, в рамках которого рассказал как о своей профессиональной деятельности, так и о том, что может сделать человек для предотвращения таяния ледников. В рамках научного семинара у ребят была возможность представить специалисту собственные проекты, посвященные глобальному потеплению, попросить совета или задать вопрос. Разговор гляциолога со старшеклассниками получился очень насыщенным и продуктивным. Ребята были очень активны, ведь не каждый день реальную геофизическую проблему можно обсудить с учёным с мировым именем.

 

Суд в Унисоне

Настал день, которого все так долго ждали, к которому готовились и ученики, и учителя. В Унисоне состоялся суд.  Нет, не над двоечниками, а над давно почившим басманным философом Петром Яковлевичем Чаадаевым. В качестве приглашенного эксперта на этом суде выступил Владимир Константинович Бацын.

Как в настоящем зале суда, учащиеся 9-11 классов предстали в ролях судей, обвинителей и защитников. Учителя Мария Владимировна Пертая и Мария Павловна Соловейкина усилили школьников студентами-третьекурсниками из РГПУ им. Герцена. Группа судий выступила организующим звеном: они подробно изучили письмо П.Я. Чаадаева и подготовили список вопросов к командам защиты и обвинения. Судьи по ходу обсуждения должны были следить за выступлением команд и исключать те вопросы, которые уже были освещены.

В ходе работы на занятии была продемонстрирована способность к сотрудничеству в рамках межличностных отношений: ученики 11 класса организовались и подготовили аудиторию к проведению занятия, собрали всех участников, настроились на обсуждение. Ребята продемонстрировали знание текста письма Чаадаева. Однако владения материалом оказалось недостаточно для вынесения вердикта. Суд так и пришёл единому мнению, хотя участники, безусловно, были увлечены ходом заседания и глубоко погружены в обсуждение. Учащиеся разошлись с непониманием того, каким стал ответ на сформулированный в начале заседания вопрос.

Учителя-организаторы мероприятия пришли к выводу, что подобный исход обусловлен рядом факторов: непродуманностью тайминга, отсутствием алгоритма действий и четкого распределения задач, а также недостатком времени для подготовки. Эксперт В.К. Бацын посоветовал отрефлексировать результаты заседания с ребятами для того, чтобы показать, что взрослые открыты к диалогу с ними и что любая ошибка – это возможность научиться чему-то и стать на шаг ближе к себе настоящему.

Погружение в мир моды: встреча с модельером Владимиром Бухинником

И снова в Унисоне знаменитые петербужцы. На это раз Король авангарда – 95 модельер Владимир Бухинник, который открыл для наших ребят мир высокой моды и рассказал про свой путь в профессии. Владимир уже много лет является членом жюри международного студенческого конкурса моды Адмиралтейская игла, проводимого при поддержке мэрии Санкт-Петербурга. А начиналось всё с международных выставок в Турку (Финляндия), Таллине (Эстония) и Риге (Латвия), неоднократным призёром и победителем которых становился модельер. В 1993 году у Бухинника были даже сольные показы в Берлине. Особая глава в биографии дизайнера – долгое и плодотворное сотрудничество с московским театральным режиссером Романом Виктюком. Бухинник был художником по костюмам на таких спектаклях мэтра, как Философия в будуаре, Саломея, Бульвар Сан-Сет и Антонио фон Эльба.

Встречи с именитыми петербуржцами, без сомнения, способствуют будущему самоопределению наших ребят. Унисоновцы видят, какие дороги открываются перед ними, могут попросить совета или задать вопрос тем людям, которые уже достигли определенных карьерных вершин.
 

Похимичим?

Курс химии Александры Николаевны Королевой носит практикоориентированный характер, именно поэтому часть занятий проходит в лаборатории. В этом году для восьмого и девятого классов свои двери гостеприимно распахнула лаборатория Государственного института кино и телевидения. 19-го октября ребята выполняли лабораторный практикум по почве и солям под присмотром учителя. Облачившись в белые халаты и натянув резиновые перчатки, унисоновцы ловко орудовали пробирками. Лабораторная работа прошла увлекательно и без происшествий: все пробирки остались целыми. Ребята обязательно вернутся в лабораторию для проведения новых практических занятий.

В мастерской Олега Вадимовича Михайлова: физика и хоккей

Традиционно на уроках учителя физики Олега Вадимовича Михайлова в октябре ребята обращаются к любимому виду спорта педагога, хоккею, и изучают, как закон сохранения и превращения энергии работает в спорте. Унисоновцы подробно обсуждают игру в хоккей: как игроки орудуют клюшками, обращаются с шайбой, как ведет себя вратарь, какие действия совершаются для обороны ворот. На все аспекты игры ребята смотрят с точки зрения физики. И этим урок не заканчивается: Олег Вадимович обязательно приносит настоящую хоккейную форму, которую может примерить любой желающий. Такие уроки помогают увидеть, что физика не ограничивается школьным кабинетом, что её законы регулируют всю деятельность человека.

Организация разумного отдыха на переменах

Приоритетом школы Унисон является разумная организация детского отдыха на переменах. Если прогуляться по школе между учебными занятиями, то можно заметить много интересного. Унисоновцы играют в дартс и шахматы, соревнуются в ловкости за столом для настольного тенниса, играют на музыкальных инструментах: гитарах, укулеле и даже рояле XIX века. А ещё зажигательно танцуют под любимую музыку.

В октябре на одной из перемен стихийно прошел чемпионат школы по стоянию в планке. В состязании приняли участие ученики 5-11 классов. Удивительно, но безоговорочную победу одержала пятиклассница Алиса Пестрякова, оставив позади крепких одиннадцатиклассников. Сильная и выносливая Алиса не удивляется своей победе: она 5 раз в неделю посещает танцевальные тренировки и привыкла к тяжелым физическим нагрузкам. Вот такие спортивные у нас перемены!

Открытие музея простейших

Проект школы Воспитание исследовательской культуры учащихся приобретает динамичное и серьезное звучание. Семиклассники презентовали свой коллективный проект по биологии – выставку Простейшие. Каждый подготовил макет простейшего и небольшой увлекательный рассказ о нём. Алиса и Карина оформили выставку, чтобы привлечь внимание ребят. Перед унисоновцами предстали лейшмания, лямблия, трипаносома, инфузория-туфелька и малярийный плазмодий. Карина, Алиса, Родион, Саша и Франц на защите проекта держались очень уверенно, были независимы от текста и отвечали на вопросы аудитории со знанием дела, а помогли им прозвучать наши одиннадцатиклассники Никита и Доминика. Браво, дорогие наши ребята! Браво Павлу Владимировичу Волчику, нашему Учителю биологии, нейробиологу, писателю за поддержку интереса детей и развитие их исследовательской культуры! Павел Владимирович высоко оценил работу унисоновцев: Очень рад, что ребята отнеслись к своим макетам и презентации серьёзно – как договаривались. Ещё больше рад за тех, кто поначалу в себе сомневался и не знал, как подступиться к созданию музейной модели, но в итоге нашёл в себе силы и справился. Действительно, важность таких проектов сложно переоценить: они помогают ребятам поверить в свои силы и научиться работать в команде.

В гости к дедушке Крылову

Затейница Таисия Александровна Шевченко в очередной раз решила провести урок в полном имперского очарования осеннем Петербурге. На этот раз второй класс не просто рассказывал басню Лебедь, рак и щука, а декламировал её самому Ивану Андреевичу Крылова (а точнее, его статуе) в Летнем саду. Погожий солнечный день, уже почти облетевшие деревья, и детские голоса звонко звучат в осенней тишине – очень живописная картина. И кажется, будто медный Крылов тоже слегка улыбнулся, глядя вслед нашим малышам.

 

Семинар в рамках программы Поэтапная индивидуализация образовательного процесса

25-го октября в школе Унисон начался первый этап реализации инновационной программы Поэтапная индивидуализация программы воспитания – учебный курс для учителей школ Петербурга, посвященный проблемам воспитания в современной школе. Научное сопровождение курса осуществляет доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО Олег Ермолаевич Лебедев.

В программе – авторский семинар О.Е. Лебедева, в ходе которого он раскрыл тему первого занятия курса и дал практические советы учителям, а также работа по секциям, в ходе которой команды школ делились опытом решения задач воспитания и отвечали на вопросы. Руководители секций – учителя-унисоновцы: Ермакова Е. Н., Шевченко Т. А., Зеленская О. А., Вяльцева М. С., ответственный за техническое обеспечение – Герапинович Р. В.. Занятие прошло очень продуктивно: команда Унисона рассказала о своих приоритетных задачах и об опыте решения проблем образования и воспитания, критически оценила выступления других команд, обогатила копилку методических идей.

26-го октября занятие повторилось, но уже на всероссийском уровне (теперь в онлайн режиме). 19 представителей школ России в эфире, у дирижерского пульта – бессменный научный консультант школы, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО Олег Ермолаевич Лебедев. Особое спасибо команде учителей Унисона: Роману Викторовичу, Ольге Александровне, Екатерине Николаевне и Маргарите Сергеевне – за плотность содержания события и безукоризненное высокопрофессиональное техническое сопровождение.

Заседание Совета учащихся

Хорошей традицией школы становится активная работа Совета учащихся. На последнее в первой четверти расширенное заседание Совета школы пришёл наш выпускник, а ныне студент Московского НИУ ВШЭ (юридический факультет) Геннадий Шевцов. Он дал важные советы по организации и проведению выездных образовательных экспедиций. На заседании Совета школы ребята в расширенном составе обсуждали место для проведения следующей экспедиции. Были выбраны варианты: Москва, Тверь, Великий Новгород, Кавказ, Казань. Совет учащихся принял решение вынести эти варианты на общешкольное голосование.

Именно благодаря расширенным заседаниям Совета учащихся каждый желающий унисоновец может высказать свои экспертные суждения и быть услышанным. В ходе встреч ребята учатся делать выбор и нести за него ответственность, что на данный момент является приоритетной задачей школы.

Старт Осенней школы

Каникулы – не только время отдыха, но и возможность получить дополнительные знания по школьным предметам, пообщаться с любимыми учителями. Школа Унисон не закрывается во время каникул: двери всегда открыты для тех, кто жаден до знаний. Индивидуально и в группах ребятах приходят в школу, чтобы улучшить свои образовательные результаты. Кто-то решает сложные примеры, кто-то ищет орфограммы в словах, а кто-то просто пьёт с учителем чай, чтобы обсудить новые научные открытия, или свежий роман Пелевина, или прошедший футбольный матч, или просто всё, что наболело. Именно в такой камерной обстановке и создаётся атмосфера детско-взрослого сотрудничества и продуктивного диалога.