Авторская федеральная инновационная школа ОАНО Школа «Унисон»
с 1991 года

Калейдоскоп событий ноября

    Ноябрь – непростой месяц. Природа готовится к зиме. Изменчивая петербургская погода готовит неприятные сюрпризы в виде внезапных снегопадов и снежной каши под ногами. Холодает. Но даже в самое темное время в школе Унисон случаются удивительные встречи и совершаются грандиозные открытия. В этом калейдоскопе мы познакомим вас с самыми яркими и теплыми событиями этого мрачного и холодного месяца.

01.11. Как оценивать достижения учащихся?

Не секрет, что во время каникул в школе не прекращается работа. В третий день условных каникул педагогический коллектив школы собрался, чтобы обсудить существующие в школе практики по системе оценивания достижений учеников. В рамках семинара под руководством научного консультанта школы, члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук Олега Ермолаевича Лебедева обсуждался вопрос: Возможен ли универсальный подход при оценивании достижений по разным предметам?. Учителя школы рассматривали возможные уровни усвоения материала: таксономию целей Блума, исследования PISA. Свои подходы к оцениванию представили учителя-унисоновцы Наталья Васильевна Кински, Михаил Владимирович Поспелов, Ольга Олеговна Жебровская.

После выступлений возникли новые вопросы: кому и зачем нужна отметка, что именно должна фиксировать оценка: недостаток или приобретение, какова роль детей в процессе оценивания, руководством к чему может стать отметка для учащегося, для учителя? Обсуждение стало первым шагом на пути к оптимизации системы оценивания в школе. Результатом семинара стало решение о том, что каждый учитель должен сформулировать собственные критерии для выставления базовой оценки (удовлетворительно). Дальнейший разговор в рамках научного семинара пойдет о реабилитации именно этой отметки.  

09.11. Хотим как Ломоносов

Одним из приоритетов школы Унисон является изучение учебных предметов в научном и культурном пространстве города. Так, для учащихся 9 и 11 классов в здании Кунсткамеры прошёл интегрированный урок литературы и астрономии, посвященный вкладу М.В. Ломоносова в науку и культуру XVIII века.  Унисоновцы посетили экспозицию М.В. Ломоносов и Академия наук, а также первую астрономическую обсерваторию. Стоя там, где когда-то наблюдал за звездами Ломоносов, ребята думали о том, каким удивительным образом сложилась судьба архангельского мальчика, стремившегося к звездам. Всем стало очевидно, что пример Ломоносова доказывает: нет ничего невозможного. За идею и организацию интегрированного урока в музейном пространстве мы благодарим наших дорогих учителей Яну Германовну Гордину и Олега Вадимовича Михайлова.

14.11. Визит на вырост

Хорошей традицией становятся визиты младших школьников в среднюю школу. Будущие абитуриенты знакомятся с учителями и новыми предметами, изучают пространство школы, пробуют свои силы на основной ступени школьного образования вместе с пятиклассниками. Не все понятно с первого раза, что-то кажется сложным, что-то пугает, но рядом старшие товарищи, которые готовы прийти на помощь, направить и поддержать. А значит всё будет хорошо! Подобные визиты, безусловно, неслучайны: они способствуют формированию преемственности начальной и средней школы и призваны обеспечить более комфортный переход ребят из четвертого класса в пятый.

14.11. Смотрим и обсуждаем: Общество мертвых поэтов П. Уира

Старшеклассники каждый раз с нетерпением ждут встречу школьного киноклуба, в рамках которого состоялось уже немало разговоров о важном под руководством профессора ГИКИТа Елены Владимировны Константиновой. На этот раз в центре внимания оказалась киноработа Питера Уира Общество мертвых поэтов, сложная и полемичная лента о влиянии педагога на судьбу своих учеников. Ребята 10 и 11 классов с удовольствием обсудили фильм и поделились оценочными суждениями. Диалог, поводом к которому послужила кинокартина, получился поистине содержательным и выходящим далеко за пределы кино: речь шла о выборе и об ответственности, об осознанности и импульсивности. На волнующие душу вопросы многим удалось получить исчерпывающие ответы, а кто-то после обсуждения впервые задумался о том, как важно научиться делать выбор.

14.11-18.11 Путешествие во времени: Неделя Эпохи Барокко

Олег Вадимович Михайлов, учитель физики и организатор школьных тематических недель, с сентября готовился к Неделе Эпохи Барокко. Вместе с учителем истории Анатолием Евгеньевичем Погодиным они обсуждали возможные формы реализации этой идеи, до мелочей продумывали содержательное наполнение недели: встречи, экскурсии, темы уроков. И вот, наконец-то, настал  тот миг, когда у Олега Вадимовича появилась возможность на общешкольном челлендже торжественно объявить о старте долгожданной Недели.

Значение термина барокко унисоновцам объяснили ученики 9 класса, подготовившие небольшую творческую презентацию. Ребята рассказали о науке, искусстве и моде того времени, погрузили зрителей в историко-культурный контекст Эпохи и задали тон всей Неделе.

Продолжилась Неделя  Эпохи Барокко в Мастерской члена Союза художников России, нашего учителя изобразительного искусства Наталии Борисовны Быковой. 5 и 6 класс примерили на себя роль барочного постижера, изготовителя париков. Два урока ребята из обычной бумаги клеили замысловатые букли, словно с портретов Эпохи Барокко. Результатом кропотливого труда стали парики, которые ребята примерили на себя. Ну чем не дамы и господа XVIII века? 

В рамках Недели Эпохи Барокко также прошла серия уникальных уроков физики в католическом Соборе Успения Пресвятой девы Марии. Слушая органную музыку в исполнении Анатолия Евгеньевича, не только учителя истории, но и блистательного органиста, ребята 7-8 классов под руководством Олега Вадимовича Михайлова изучали физическую природу звука. Тандем Олега Вадимовича и Анатолия Евгеньевича позволил ребятам приблизиться к пониманию сути Эпохи Барокко: пленительному сочетанию искусства и науки.

Находясь в сердце имперского города, мы не могли  обойти стороной и образец Петровского Барокко. Учащиеся 8 и 9 классов посетили Дворец Меншикова — филиал Государственного Эрмитажа, памятник архитектуры XVIII века. Первое каменное здание Петербурга, построенное для приближенного императора Петра Первого, первого генерал-губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова (зодчие Джованни Мария Фонтана и Готфрид Иоганн Шедель). А Ольга Владимировна Столповских организовала выступление профессиональных музыкантов, исполнивших музыку композиторов Эпохи Барокко.

23.11. Да здравствует Детство!

Мир Книг оказался шире, чем школьные стеллажи и детские библиотеки. 2 класс уже не в первый раз посетил книжный магазин Подписные издания на Литейном проспекте. На этот раз подопечные Таисии Александровны Шевченко приняли  участие в написании Манифеста Детства. Малыши составили текст документа и опустили его в ящик в книжном магазине. Сколько радости у малышей вызвал этот торжественный ритуал! Как результат – чувство сопричастности к важному общему делу и осознание возможности быть услышанным, даже если ты еще очень мал. Спасибо Таисии Александровне за этот важный для ребят опыт.

23.11. В гости к Дмитрию Ивановичу Менделееву

Расширение образовательного пространства учащихся школы Унисон – процесс непрерывный. В музейном ожерелье имперского города так естественно получать новые знания! Так, ученики 9 и 10 классов отправились в старейший  ВУЗ России – Санкт-Петербургский Государственный университет  – чтобы познакомиться с биографией и творчеством Дмитрия Ивановича Менделеева. Музей-архив Менделеева расположен в той самой комнате, где располагался кабинет ученого. Внимание ребят сразу привлекла коллекция книг ученого, а также научные приборы, большинство из которых создано по оригинальной конструкции Менделеева. В этом кабинете все буквально дышит историей: сохранилась даже скатерть, на которой гости дома оставляли свои автографы, а затем жена и дочери Дмитрия Ивановича вышивали эти подписи цветными нитками. Теперь изучение периодической системы точно заиграет для ребят новыми красками. За идею спасибо Александре Николаевне Королевой – нашему Учителю химии.

22-23.11. Масштабирование опыта школы: семинары в рамках программы Поэтапная индивидуализация образовательного процесса

Школа Унисон заинтересована в трансляции своего опыта и в обмене образовательными инициативами с другими учебными заведениями. Именно поэтому в рамках реализации инновационного проекта Школа Выбора на базе Унисона в этом году проходит учебный курс для учителей школ России. Каждый месяц учителя Петербурга и всей России собираются на учебных занятиях для того, чтобы обсудить приоритетные задачи воспитания и образования детей, поделиться опытом.

В ноябре занятия были посвящены проблемному вопросу: Выбор школы - выбор программы воспитания?. Руководство семинаром традиционно осуществлял доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО Олег Ермолаевич Лебедев. На проблемный вопрос, наряду с профессионалами из других школ, отвечала команда учителей школы Унисон, которую в этот раз представляли Михаил Владимирович Поспелов, Александра Николаевна Королева, Ольга Владимировна Столповских и Ольга Александровна Зеленская. Учителя-унисоновцы в очередной раз доказали свой экспертный статус и достойно представили тридцатилетний опыт, накопленный школой.

Флешмоб В школе как дома

Учителя не устают удивляться оригинальности учеников школы Унисон. Из случайного замечания по поводу забытой сменной обуви вырос флешмоб. Суть очень простая – вместо туфель и кроссовок ребята в школе надевают оригинальные тапочки. Тем самым подчеркивая важный тезис: Школа – Наш Второй Дом. Сначала тапочки носили только ученики 7 и 8 классов, но потом к ним присоединились 6, 9, 10, 11 и даже некоторые учителя. В группе школы ВКонтакте теперь регулярно проводится голосование за самые оригинальные тапки. Носить удобную сменную обувь становится традицией нашей школы.

24.11. От старших младшим: уроки безопасного поведения в Сети

Учитель информатики Наталья Васильевна Кински уделяет много внимания компьютерной грамотности унисоновцев. Так, в 10 и 11 классах состоялись уроки безопасного поведения в сети интернет. Десятиклассники написали советы для деей младших классах и рассказали о правилах поведения в интернете. По мнению учителя английского языка Екатерины Николаевны Ермаковой, эти рекомендации могут быть полезны не только малышам, но и взрослым. Среди полезных советов: не отвечать на сообщения незнакомцев, не открывать подозрительные сайты, не выкладывать в сеть личную информацию. Десятиклассницы Алина Габитова и София Эррен уже получили приглашение от учителей начальной школы провести уроки безопасного поведения в Сети. Нам отрадно, что наши ученики не только знают, как действовать в виртуальном пространстве, но и с удовольствием делятся своими знаниями.

26.11. Нашим мамам посвящается…

В младшей школе с большим размахом отметили День матери. Ученики 1-4 классов пригласили мам в школу и устроили для них настоящий праздник. Поздравлял дорогих гостей хор начальной школы: ребята исполнили песню Мама – первое слово. Затем мамы приняли участие в мастер-классах, которые организовали для них дети. Вместе ребята и взрослые делали открытки: клеили и рисовали. К празднику присоединились не только мамы, но и папы. Получился не просто замечательный праздник, но и важное событие, укрепляющие отношения всех участников образовательного процесса.

28.11. Русская дуэль: лекция Якова Аркадьевича Гордина

Хорошей традицией школы стали лекции блестящего историка, главного редактора журнала Звезда Якова Аркадьевича Гордина. В этот раз речь на лекции шла о дуэлях. Яков Аркадьевич представил свою книгу Русская дуэль и рассказал об особенностях поединков. Историк отметил, что дуэли за рубежом и в России сильно отличались: русская дуэль была более беспощадной. Дуэлянты могли стреляться с 3, 4 или 6 шагов и отказывались от использования холодного оружия в пользу огнестрельного. Смысл поединка заключался в защите чести и доброго имени. Перед дуэлянтами редко стояла цель убить соперника. Тема лекции заинтересовала унисоновцев: по завершении рассказа было задано множество разнообразных вопросов. Ребята спрашивали о хитростях дуэлянтов, изображении поединков в литературных произведения и о дуэльном кодексе. Девушек взволновал вопрос: сражались ли женщины? Беседа получилась на удивление живая и интересная. Как здорово, что в школе Унисон можно получить ответ на свой вопрос из уст живой легенды!

Унисон Театральный

Говорить о классике – хорошо, а смотреть классику на сценах лучших театров Петербурга – еще лучше! Учащиеся школы Унисон знают это как никто другой. Каждый месяц мы ходим в театры, оцениваем увиденное и делимся впечатлениями на традиционном челлендже. Тем самым, наращиваем экспертный потенциал и становимся завзятыми театралами.

24.11. Недоросль… Как много в этом слове! Вместо с Яной Германовной Гординой 8 класс изучил творение Дениса Ивановича Фонвизина на сцене Дворца Белосельских-Белозерских. Наши ученики – зрители и критики. Спасибо, дорогой Учитель, за бережное отношение к детям и за привитие им вкуса к классической Литературе.

25.11. Любимую многими поколениями сказку А.С. Пушкина Сказка о мёртвой царевне  5 и 6 классы увидели на сцене Театра сказки. Сочетание драматического и кукольного театра, нестандартный подход к использованию текста сказки, речитатив и маски – все это взволновало наших юных зрителей. Тем не менее, мы показали себя в театре как внимательные зрители и вежливые гости. Учителю словесности Маргарите Сергеевне Вяльцевой в организации поездки ассистировала ученица 7 класс, член Ученического совета Алиса Добрецова.

29.11. Софья Фамусова в шортах, сам Фамусов в спортивном костюме Bosco, Чацкий в свитере Данилы Багрова… И, тем не менее, это настоящий Грибоедов. И за ним – совершенная правда на все времена. В Театре на Васильевском унисоновцы смотрели Горе от ума: изучали текст Александра Сергеевича Грибоедова через прочтение образов артистами… Огромное спасибо Яне Германовне Гординой за то, что она знакомит учеников с различными интерпретациями классических литературных произведений, в том числе и с провокационными, современными. Это, без сомнения, обогащает культурный опыт учащихся, делает их мышление более гибким.

29.11. Сотрудничество родителей и школы в интересах детей: традиционная осенняя родительско-педагогическая сессия

В петербургской школе Унисон ежегодно проходят  родительско-педагогических сессии (осенняя, зимняя, весенняя), в ходе которых учителя и родители совместно ставят задачи воспитания и образования детей. В этом месяце состоялась сессия Выбор школы – выбор программы воспитания, в ходе которой прошло обсуждение сборника Школа Выбора. Научное сопровождение сессии по традиции осуществлял доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО Олег Ермолаевич Лебедев.

В рамках сессии была затронуты вопросы выбора на всех уровнях школьного образования. Это и выбор школьных предметов (индивидуализация образовательного маршрута), и выбор оценочных суждений на уроках, и выбор модели поведения на уроках. После напутственных слов заместителя директора по инновационной деятельности Ольги Александровны Зеленской и Олега Ермолаевича Лебедева учителя и родители разделились по круглым столам, на которых смогли в более узком кругу обсудить волнующие вопросы.

На первом круглом столе обсуждались возможности индивидуализации образовательной программы на примере математики. Михаил Владимирович Поспелов рассказал о необходимости выбрать профильный или базовый уровень экзамена и о роли индивидуальной программы подготовки, которая будет зависеть от выбранного уровня. Виктор Сергеевич Константинов рассуждал о необходимости учиться мыслить по-новому, в том числе о важности олимпиадной математики, занятия которой как раз и совершенствуют навыки мышления. Наталья Васильевна Кински поделилась приемом Светофор, в рамках которого у ребят появляется возможность выбора группы в зависимости от того, насколько самостоятельно ребенок хочет выполнять работу на уроке математики.

В ходе обсуждения на втором круглом столе рассматривались вопросы о выборе оценочных суждений на уроках литературы в 5-7 классах. Сообщение о ситуациях выбора подготовила Маргарита Сергеевна Вяльцева. В ходе дискуссии учителя и родители пришли к выводу о том, что создание ситуаций выбора в рамках учебного процесса необходимо, так как они формируют у ребят навык выбирать, который пригодится им в дальнейшем, и помогают лучше адаптироваться в постоянно меняющемся мире.

Третий круг стол был посвящен ситуациям выбора в начальной школе. Стоит отметить, что выбор детей не воспринимался многими родителями, как то, что можно проанализировать. По мнению родителей, выбор младших школьников начальной ступени школьного образования зачастую эмоциональный и основывается исключительно на желаниях и интересах. Начальная школа должна дать возможность ошибаться - создать ситуацию "безопасного" выбора. Оказалось, что большинству родителей интересны не сами ситуации выбора, а мотивация – почему ребенок выбрал один из вариантов и как он может ли это обосновать.

В ходе работы круглых столов родителями было задано множество вопросов. Где должны закладываться первые навыки осознанного выбора: дома или в школе? Что выше ценится в школе заученный материал и его воспроизведение или реальные знания? Куда стоит двигаться моему ребенку: в сторону алгоритма или заняться системным развитием мышления? Учителя взяли эти и другие вопросы в работу. Школа благодарит родителей за ценные экспертные суждения и активное участие в работе родительско-педагогической сессии и приглашает принять участие в весенней дискуссии, которая будет посвящена вопросам оценивания достижений детей.

30.11. Разговоры о важном: историко-литературный курс В.К. Бацына

Петербургская школа Унисон в очередной раз была счастлива выйти на связь с экспертом ИПОП Эврика (г. Москва), экс-заместителем министра образования РФ, блистательным историком и мыслителем Владимиром Константиновичем Бацыным. Каждой встречи с экспертом ребята ждут с нетерпением: подготовка к разговору шла на протяжении месяца. В центре внимания оказались любопытнейшие тексты Алексея Константиновича Толстого Сон Попова и Проект: о введении единомыслия в России, созданные в эпоху либеральных реформ Александра II. С 9, 10 и 11 классами эксперт говорил о культурном контексте произведений и их значении для общественной жизни того времени. Встреча прошла в формате интегрированного урока истории и литературы, который провел для ребят эксперт. Дискуссия по прочитанным текстам состоится в декабре, когда Владимир Константинович приедет в Петербург. Ребята уже подготовили вопросы и с нетерпением ждут возможности задать их Бацыну В.К. лично.

30.11. Первоклассный зачет

У самых маленьких унисоновцев состоялся первый Публичный Зачет. В мастерской учителя начальных классов Натальи Григорьевны Черкис прошёл открытый урок математики, на котором у наших первоклассников появилась возможность продемонстрировать математические навыки и умений. Внешние независимыми экспертами образовательной программы выступили родители наших первоклассников. Они с удовольствием наблюдали за работой малышей: за их напряженными размышлениями и блистательными ответами у доски. Подробный разбор и анализ события провели кандидат педагогических наук, учитель географии Ольга Олеговна Жебровская и старший преподаватель АППО Марина Викторовна Бойкина. Такие образовательные события, во-первых, способствуют профессиональному росту учителя, во-вторых, показывают родителям ценность их экспертного потенциала и открытость школы для оценок извне, в-третьих, цементируют взаимоотношения всех участников образовательного процесса.

30.11. Учёные в Унисоне

В школе Унисон существует практика приглашать известных петербургских ученых для консультаций по учебным проектам старшеклассников. К нам в гости регулярно приходят исследователи космоса, недр земли и климата. В этот раз со старшеклассниками беседовал климатолог, ведущий научный сотрудник Главной геофизической обсерватории имени А.И. Воейкова Андрей Александрович Киселёв, который стал научным руководителем одного из проектов наших десятиклассников. Беседа была посвящена вопросам изменения климата, глобального потепления и разработки национальной платформы климатического обслуживания. Алина Габитова, София Эррен и Ярослав Калинин задали специалисту волнующие их вопросы. Андрей Александрович, в свою очередь, пригласил ребят посетить старейшее метеорологическое учреждение России - Главную геофизическую обсерваторию.