Авторская федеральная инновационная школа ОАНО Школа «Унисон»
с 1991 года

ПОЛОЖЕНИЕ о библиотеке

ПРИНЯТО
на педагогическом совете
протокол №1
от 28 августа 2020 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ОАНО
ШКОЛА УНИСОН

________________ Л. Р. Герапинович
Приказ № 48 от 31 августа 2020 г.

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ
о библиотеке

 

1. Общие положения

1.1. Положение определяет порядок и механизм предоставления в пользование учебников, учебных пособий, учебно-методических материалов, обучающимся ОАНО ШКОЛА УНИСОН (далее Школа).

1.2. Положение разработано в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 ФЗ Об образовании в Российской Федерации;
  • Законом Санкт-Петербурга Об образовании в Санкт-Петербурге от 17.07.2013 № 461-83 (статья 7);
  • Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга № 2585-р от 06.11.2013 Об утверждении Порядка предоставления в пользование обучающимся, осваивающим основные образовательные программы в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, учебников, учебных пособий, учебно-методических материалов, средств обучения и воспитания;
  • Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга № 820-р от 22.03.2016 О внесении изменений в распоряжение Комитета по образованию от 06.11.2013 № 2585-р.

1.3. Обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

1.4. В соответствии с перечисленными выше документами обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджета Санкт-Петербурга в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательные организации бесплатно предоставляют в пользование учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

1.5. Понятия, используемые в Положении:

Учебник – официально утверждённое учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, её раздела, части, соответствующее учебной программе.

Учебное пособие – утвержденное в качестве данного вида учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник.

Учебный комплект – официально утвержденный набор учебных изданий, включающий учебник и учебные пособия.

Рабочая тетрадь – учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.

Учебно-методические материалы – совокупность материалов, в полном объеме обеспечивающих преподавание конкретной дисциплины (атласы, контурные карты, поурочное планирование, средства контроля знаний, справочные издания, рабочие программы и т.д.).

Средства обучения и воспитания – оборудование образовательной организации, источники учебной информации, предоставляемые обучающимся в ходе образовательного процесса.

Канцелярские товары – школьно-письменные принадлежности (тетради, карандаши, альбомы для рисования, пеналы, клей и др.), используемые обучающимися в образовательном процессе.

1.6. Школа самостоятельна в определении:

  • комплекта учебников, учебных пособий, учебно-методических материалов, обеспечивающих преподавание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
  • порядка предоставления в пользование учебников и учебных пособий обучающимся, осваивающим учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) в пределах федеральных государственных образовательных стандартов;
  • порядка работы обучающихся с учебниками, учебными пособиями, учебно-методическими материалами;
  • порядка организации работы по сохранению фонда учебной литературы школьной библиотеки.

Школа самостоятельна в выборе средств обучения и воспитания.

Выбор средств обучения и воспитания определяется спецификой содержания образовательной программы и формой организации занятий.

2. Порядок формирования учебного фонда библиотеки

2.1. Комплектование фонда происходит на основе Приказа Министерства Образования и науки РФ Об утверждении Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.

2.2. Фонд учебной литературы комплектуется на государственные средства, из бюджета Школы.

2.3. Школа обеспечивает обучающихся учебниками, имеющимися в фонде библиотеки, бесплатно.

2.4. Механизм планирования учебного фонда включает следующие этапы:

  • комплекты учебников, учебных пособий, учебно-методических пособий на следующий учебный год обсуждаются и утверждаются ежегодно на заседании Педагогического совета;
  • на основании решения Педагогического совета формируется список учебников, учебных пособий, учебно-методических материалов по учебным курсам, предметам, дисциплинам (модулям) для использования в образовательном процессе при реализации программ начального общего, основного общего и среднего общего образования на следующий учебный год (далее – Список), который принимается решением Педагогического совета и утверждается приказом директора Школы;
  • на основании утвержденного Списка исполняющий обязанности библиотекаря проводится анализ обеспеченности обучающихся Школы учебниками на следующий учебный год;
  • на основе анализа обеспеченности обучающихся учебниками исполняющий обязанности библиотекаря оформляется и согласуется с заместителем директора по УВР заказ учебников;
  • приём и техническую обработку поступивших учебников, осуществляет исполняющий обязанности библиотекаря.

2.5. Норма обеспеченности образовательной деятельности учебниками - не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования; не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося, по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

3. Использование учебного фонда библиотеки

3.1. В целях снижения веса ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей обучающихся возможно предоставление учебников по предметам музыка, изобразительное искусство, технология, информатика и ИКТ, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура, основы религиозных культур и светской этики, основы духовно-нравственной культуры народов России, история и культура Санкт-Петербурга только для работы на уроках. В случае, если учебник предоставлен обучающемуся только для работы на уроке, домашние задания по нему не задаются. При необходимости допускается использование учебники в электронной форме по предметам музыка, изобразительное искусство, технология, информатика и ИКТ, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура, основы религиозных культур и светской этики, основы духовно-нравственной культуры народов России, история и культура Санкт-Петербурга.

3.2. При необходимости материалы рабочей тетради предоставляется обучающемуся в личное пользование. Учебно-методические материалы для индивидуальной работы обучающихся на уроке или для выполнения домашних заданий предоставляются им в личное пользование на срок изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) исходя из возможностей библиотечного фонда.

3.3. Образовательная организация предоставляет обучающемуся право бесплатного пользования средствами обучения и воспитания для работы в образовательной организации в ходе образовательного процесса.

3.4. Канцелярские товары приобретаются родителями (законными представителями) обучающихся самостоятельно.

4. Порядок предоставления обучающимся учебной литературы

4.1. Выдача комплектов учебников для обучающихся 1–11 классов фиксируется исполняющим обязанности библиотекаря в Ведомости выдачи учебников с подписью классных руководителей.

4.2. В конце учебного года учебники и учебные пособия должны быть сданы в фонд библиотеки.

4.3. При выбытии из образовательного учреждения учащийся или его родители (законные представители) должны сдать комплект учебников, выданный в пользование библиотекой.

4.4. В случае порчи или потери учебника родители (законные представители) обязаны возместить ущерб и вернуть в библиотеку новый учебник, соответствующий по всем параметрам утерянному или испорченному.

5. Информирование участников образовательных отношений о порядке обеспечения учебниками и сроках их выдачи

5.1. Обеспечение учебниками осуществляется по графику, утвержденному директором Школы. 5.2. Информирование родителей о порядке обеспечения учебниками осуществляется через классных руководителей, официальный сайт образовательной организации.

6. Ответственность участников образовательных отношений (работников Школы, обучающихся и их родителей (законных представителей)) в рамках реализации Положения

Директор Школы:

  • отвечает за организацию работы по созданию и своевременному пополнению библиотечного фонда учебников;
  • координирует деятельность всех участников для реализации Положения;
  • обеспечивает условия для приобретения, хранения учебного фонда;
  • заключает договоры с поставщиками, утверждает графики выдачи учебников;
  • утверждает изменения и дополнения к настоящему Положению.

Заместитель директора по УВР:

  • собирает информацию об УМК на следующий учебный год у учителей – предметников;
  • ежегодно предоставляет директору ОО список учебников на следующий учебный год;
  • передает утвержденный директором список учебников заведующему библиотекой для последующего оформления заказа.

Исполняющий обязанности библиотекаря:

  • ежегодно проводит анализ состояния учебного фонда Школы;
  • на основе списка учебной литературы, полученного от заместителя директора по УВР, формирует заказ, соответствующий Федеральному перечню учебников, учебным программам ОО, с учетом численности учащихся и состояния сохранности библиотечного фонда учебников;
  • организует работу с фондом учебников: обработку и систематизированное хранение, выдачу по классам, прием учебников от классов и учащихся, учет поступившей учебной литературы (по установленной форме); обеспечивает правильное хранение и несет ответственность за сохранность фонда учебников;
  • принимает в установленном порядке меры к возмещению ущерба, причиненного по вине пользователей;
  • ведет работу с учащимися по бережному отношению к школьному учебнику.

Классные руководители:

  • организуют получение учебников обучающимися или их родителями (под подпись) и возврат учебников по окончании учебного года;
  • контролируют бережное отношение учащихся к учебникам;
  • доводят до сведения родителей следующую информацию:
    • комплекте учебников, по которому ведется обучение учащихся класса;
    • порядке возмещения ущерба в случае утраты или порчи учебника.

Родители (законные представители) обучающихся:

  • несут материальную ответственность и возмещают ущерб при потере или порче;
  • учебников в установленном порядке.

Обучающиеся:

  • получают учебники на текущий учебный год через классного руководителя;
  • бережно относятся к школьным учебникам, соблюдают правила пользования учебниками;
  • вовремя возвращают учебники и другие книги в библиотечный фонд.

 

7. Порядок работы сотрудников библиотеки с Федеральным списком экстремистских материалов

Библиотечный фонд Школы может пополняться учебной и художественной литературой за счет экземпляров, переданных в дар родителями (законными представителями) и социальными партнерами школы. При приеме в дар учебной и художественной литературы, исполняющий обязанности библиотекаря проводит сверку Федерального списка экстремистских материалов на предмет наличия изданий, включенных в Федеральном списке экстремистских материалов.

В случае обнаружения в фонде Школы документов, опубликованных в Федеральном списке экстремистских материалов, издания в дар не принимаются.