Авторская федеральная инновационная школа ОАНО Школа «Унисон»
с 1991 года
ПРИНЯТО на педагогическом совете протокол №1 от 30 августа 2021 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ОАНО ШКОЛА УНИСОН ________________ Л. Р. Герапинович Приказ № 97 от 30 августа 2021 г. |
Учтено мнение Совета родителей председатель Совета Родителей _______________ Н. Г. Соколова Протокол заседания Совета родителей №1 от 27 августа 2021 г. мнение Совета обучающихся председатель Совета ________________ А.Р.Кулахметова Протокол заседания Совета обучающихся №1 от 26 августа 2021 г. |
Программа воспитания ОАНО ШКОЛА УНИСОН (далее – Школа) разработана в соответствии с требованиями Федерального закона Закон об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ, Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (ред. 29.06.2017) и на основе Примерной программы воспитания (утв. на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию 02.06.2020).
В центре программы воспитания Школы в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.
Программа воспитания – это описание системы форм и способов работы с детьми в Школе.
Данная программа воспитания включает в себя четыре основных раздела
Данная программа воспитания показывает систему работы с обучающимися в школе.
Основанием для разработки Программы воспитания являются следующие документы:
К программе воспитания ОАНО ШКОЛА УНИСОН прилагается ежегодный календарный план воспитательной работы, который размещается на каждый учебный месяц с учетом дополнений, корректировок для всех участников образовательного процесса на сайте школы в разделе Новости.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие школьников, проявляющееся:
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания на всех уровнях школьного образования позволяет выделить в ней целевой приоритет и в воспитании детей юношеского возраста – создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями школьного возраста ребенка: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их общества.
Это:
В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте.
К наиболее важным из них относятся следующие:
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.
В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений
Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников.
В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) основным приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел.
Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести, в том числе, и в школе. Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их общества.
Это:
Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам, работающим со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание.
Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.
Достижению поставленной цели воспитания будет способствовать решение следующих основных задач:
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в Школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.
ОАНО ШКОЛА УНИСОН ведет свою деятельность в соответствии с образовательными программами всех уровней образования, а также реализует дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы. Школа является образовательным учреждением, ориентированным на обучение, воспитание и развитие всех и каждого из обучающихся в нем детей с учетом их индивидуальных способностей, возрастных, физиологических, интеллектуальных, психологических, образовательных потребностей и возможностей.
В школе созданы соответствующие условия в части материально технического оснащения, обеспечивающего работу локальных сетей, серверных, автоматизированных рабочих мест учителя и ученика, мобильных классов.
Ценности, на которых основана деятельность Школы:
В процессе воспитания и обучения обучающиеся получают опыт:
Социальными партнерами Школы являются:
Преемственность процесса воспитания на уровнях образования (начальное общее, основное общее, среднее общее) обеспечивается ценностными ориентирами Школы, ее педагогической концепцией, а также общешкольными событиями, объединяющими всех обучающихся 1-11 классов, их родителей (законных представителей) и педагогического коллектива школы; выстроенной системой взаимодействия школа-семья.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.
Общие модули / специфически
Ключевые события (дела) – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые планируются, готовятся, проводятся и анализируются совместно педагогами и детьми. Ключевые события обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе.
На внешкольном уровне:
Школа ежегодно участвует в акциях благотворительных организаций Ночлежка, Мальтийская служба помощи, Маленькая мама, а также в благотворительных акциях для домов ребёнка.
Обучающиеся школы участвуют в ежегодных общегородских субботниках, экологических акциях по раздельному сбору мусора, макулатуры, в акции Крышечки добра.
На школьном уровне:
К традиционным праздникам, объединяющим всех учащихся Школы, их родителей (законных представителей) и педагогический коллектив относятся Первое сентября, Рождественский вечер и Последний звонок.
Данные торжественные мероприятия проводятся в знаковых местах Санкт-Петербурга (музее, дворце) и готовятся коллективом педагогов и детей и родителей 1-11 классов в сотрудничестве с руководителем Театральной студии. Это позволяет всем участникам образовательного процесса ощутить радость от принадлежности к школьному сообществу, детям получить опыт публичного выступления перед большой и лишь немного знакомой аудиторией, увидеть, как успех ученической команды влияет на настроение каждого ребенка, учителя и родителя. Подготовка и проведение встреч, формат которых предполагает театрализованные выступления педагогов, родителей и школьников, создают в школе атмосферу творчества и неформального общения, способствуют сплочению детского, педагогического и родительского сообществ школы. Отличительной чертой таких встреч является участие представителей профессионального музыкального сообщества Санкт-Петербурга, России и стран Европы. Важной воспитательной функцией данных событий является формирование семейной традиции совместного посещения музеев, театров, концертных залов Петербурга.
День защитника Отечества - школьное мероприятие, посвященное дню воинской славы России. Организуется ученицами и классными руководителями/учителями, проводится в форме урока, который объединяет учащихся 1-11 классов. Традиционно девочки готовят видеоролик (видеофильм)-поздравление; декламируют стихи; организуют совместное чаепитие.
День 8 марта - школьное мероприятие, организуемое учениками и классными руководителями/учителями, проводится в форме урока, который объединяет учащихся 1-11 классов. Традиционно мальчики готовят видеоролик (видеофильм)-поздравление; декламируют стихи; организуют совместное чаепитие.
Музыкально-историческая встреча День Победы - событие, объединяющее учащихся 1-11 классов, организуемый учителями истории и музыки. Учащиеся и учителя поют песни, посвященные Великой победе, вспоминают подвиг народа в годы Великой Отечественной Войны.
Челлендж – традиционное общешкольное собрание 1-11 классов проводимое четыре раза в неделю, во время большой перемены (продолжительность 10-15 мин). Во время челленджа учащиеся получают опыт публичного выступления перед одношкольниками и учителями и одновременно опыт эмоционального сопереживания. Формат выступлений разнообразен: декламация стихов, выразительное чтение прозы вслух, исполнение музыкального произведения на фортепиано, гитаре или ином музыкальном инструменте, которым владеет учащийся, исполнение песни как в музыкальном сопровождении, так и а капелла. Как правило, в течение учебной недели челлендж посвящен одной теме, предлагаемой самими учащимися или выбранной из предложенных педагогическим коллективом, а также теме, приуроченной к основным историческим, культурным, научным событиям. (Например, неделя А.С. Пушкина, неделя В.В. Маяковского, неделя памяти Блокадный Ленинград и т.п.).
На челленджах могут быть представлены мини-проекты, реализованные отдельными учащимися, группой учащихся или всем классом в рамках отдельного предмета.
На челлендже дети на основании собственного опыта могут рекомендовать сверстникам книги к прочтению, фильмы к просмотру, театральные постановки, выставки, проводимые в городе; проводятся спортивные пятиминутки (разминки, танцевальные флешмобы), а также проходят церемонии награждения школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
Музыкальная гостиная с Э.А. Фрадкиной – ежемесячная встреча учащихся 1-11 классов, педагогов и родителей с музыковедом Э.А. Фрадкиной, посвященных творчеству великих композиторов. На встрече звучит в исполнении именитых музыкантов скрипичная, фортепианная и духовая музыка.
День учителя - день ученического самоуправления, приуроченный к Дню учителя. Обучающиеся 10-11 классов проводят уроки в 1-11 классах и выполняют функции администрации школы. Родители и ученики организуют чаепитие для учеников и учителей 1-11 классов. Ежегодная ученическая конференция Зимичевские чтения - конференция, на которой учащиеся 1-11 классов публично защищают учебные исследования и проекты. В конференции могут участвовать учащиеся других школ города или региона. На конференцию приглашаются родители (законные представители) учащихся, а также социальные партнеры школы. Организация и проведение конференции осуществляется учащимися 11 классов.
На уровне классов:
На индивидуальном уровне:
Осуществляя работу с классом, классный руководитель организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями
Работа с классным коллективом:
Индивидуальная работа с учащимися:
Работа с учителями, преподающими в классе
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
В Школе разработана система взаимодействия с родителями, обеспечивающая различные степени интеграции родителей в образовательный процесс. На всех уровня школьного образования работа классного руководителя с родителями учащихся включает:
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов.
Познавательная деятельность.
Курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира: Современная наука, Исследовательская деятельность.
Проблемно-ценностное общение.
Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей: Исторический дебат-клуб Я Петербуржец, Исторические беседы с В.К. Бацыным, подкасты о Петербурге Корюшка, Дискуссионный киноклуб старшеклассников.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых: Плавание Вода – родная стихия.
Игровая деятельность.
Курсы внеурочной деятельности, направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде: подкасты о Петербурге Корюшка, Исторический дебат-клуб Я Петербуржец, Театральная студия.
Реализация учителями Школы воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом
На уровне школы:
Детские коллективы школы участвуют в организации и проведении челленджей, помогает коллективу 11 класса в проведении ученической конференции Зимичевские чтения, осуществляя регистрацию и сопровождение участников и гостей, видеосъёмку и фотосъёмку.
Коллектив 11 класс участвует в разработке концепции Зимичевских чтений, выступают в роли кураторов учащихся 1-10 классов, осуществляют мониторинг подготовки Конференции, отвечают за её проведение.
На уровне классов:
На индивидуальном уровне:
Экскурсии и образовательные экспедиции помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества, получению опыта различных социальных ролей. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности:
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению профориентация включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через:
Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся. Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как:
В школе сложилась система взаимодействия с родителями, обеспечивающая различные уровни интеграции родителей образовательный процесс: 1. информированные родители; 2. родители-соисполнители образовательных программ школы; 3. родители – авторы образовательных программ школы; 4. родители – эксперты образовательных программ школы. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:
На общешкольном уровне:
На индивидуальном уровне:
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно педагогическим коллективом Школы с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются:
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса являются:
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса. Анализ осуществляется классными руководителями совместно с администрацией Школы с последующим обсуждением его результатов на педагогическом совете школы.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение.
Результаты педагогического наблюдения отражаются в качественных характеристиках учащихся и письмах родителям.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ классными руководителями, активом старшеклассников и активными родителями – независимыми экспертами образовательных программ Школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых являются беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование, а также отзывы в Сообществе Школы в ВКонтакте в Фейсбуке. Полученные результаты обсуждаются на совещании классных руководителей.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
Наиболее важные результаты воспитания обсуждаются на круглых столах с родителями и учителями.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу, проект, направленных на это управленческих решений, разработку локальных нормативных актов образовательной организации.
ПРИЛОЖЕНИЕ к программе воспитания
Ежегодный План воспитательной работы ОАНО ШКОЛА УНИСОН опубликовывается на сайте школы в разделе Новости ежемесячно на каждый месяц с дополнениями