Авторская федеральная инновационная школа ОАНО Школа «Унисон»
с 1991 года
Владимир Бацын / 14 июня 2024
Педагогический коллектив школы Унисон решил принять участие (и даже выступил одним из инициаторов) Пушкинского многоборья – межрегионального конкурса, в котором приняли участие 80 школ России, по целому ряду оснований.
Во-первых, цели и смысл конкурса полностью совпадали с целями и содержанием школьной образовательной программы, одним из ведущих направлений которой является воспитание учащихся как юных петербуржцев – наследников и хранителей культурных и исторических традиций нашего великого города. Очевидно – жизнь и творчество Пушкина составляет один из краеугольных камней этого наследия. Во-вторых, находясь внутри золотого треугольника Петербурга (вблизи Аничкова моста на Фонтанке), она имеет возможность естественным образом включать своих учеников в насыщенное городское культурно-историческое пространство XVIII–XIX веков – пространство пушкинской эпохи. В-третьих, собственно пушкинская тема присутствует в жизни юных унисоновцев постоянно: эпизоды его жизни, образы и герои его произведений так или иначе постоянно остаются предметом детского творчества. Так, его стихи часто звучат на ежедневных поэтических челленджах на большой перемене, когда ученики, передавая эстафету друг другу, читают наизусть полюбившиеся произведения разных поэтов; задания на уроках изобразительного искусства нередко предполагают творческую интерпретацию детьми пушкинских образов; наконец, экскурсии в пушкинский Петербург – привычная практика школы независимо от каких-либо выдающихся юбилеев. Чрезвычайно ценным стало и то удивительное обстоятельство, что практически все учителя очень любят литературу, много знают наизусть и тоже – на равных – участвуют в упомянутых челленджах. Притом – физики и математики отнюдь не меньше, чем словесники. А некоторые и сами пишут стихи и прозу и даже публикуются.
Именно поэтому участие в межрегиональном конкурсе было воспринято Унисоном (и учителями, и – что особенно важно – учениками) не просто как некий вызов, требующий дополнительных усилий для своего свершения, а как особое окно возможностей, мотивирующих к выращиванию какого-то нового, иного, нешкольного отношения к Пушкину, а лучше сказать – к миру Пушкина, к галактике, порожденной за минувшие 225 лет его короткой жизнью и бессмертным творчеством. А это значило, что весь пушкинский учебный год должен был быть насыщен событиями, порождающими эти возможности, – но нужно создать условия, чтобы ими смогли воспользоваться те, ради кого, собственно, весь этот конкурс затевается, – ученики. Да, это было осознано с самого начала: в пушкинском многоборье должны происходить именно события, а не мероприятия.
В чем заключается отличие одного от другого?
Думается, простейший (и исчерпывающий) ответ таков: событием становится только то, что сам человек воспринимает как нечто имеющее значение для его собственного внутреннего я. Если после встречи (столкновения) с этим нечто он вступает с ним в диалог, если это нечто становится для человека важным собеседником – неважно, оппонентом или единомышленником, – событие произошло.
Задача, поставленная учителями Унисона перед самими собой, состояла, таким образом, в том, чтобы в ребячьих сердцах и душах начался диалог между их я и Пушкиным, чтобы у каждого стал возникать свой Пушкин.
При этом наперед было ясно, что самое трудное будет на финише конкурса – как убедиться, что эта задача хотя бы в минимальной степени решена? Как найти способ, позволяющий проявить, обнаружить, сделать очевидным для самих детей (и, разумеется, для педагогов), что Пушкин для них – не пустой для сердца звук (слова Блока)?
…В нынешнем году произошло случайное совпадение двух юбилеев: 225-летие рождения Поэта и 30-летие школы Унисон. Это второе обстоятельство не имело бы никакого отношения к первому, если бы не эпизод, произошедший на праздничном вечере 20 апреля (т.е. менее месяца назад).
Жанр аналитического отчета, строго говоря, не предполагает лирических отступлений, но здесь подобный ход представляется вполне уместным и оправданным. Приведем непосредственное суждение одного из приглашенных гостей, человека с пятидесятилетним преподавательским и министерским административно-управленческим стажем, профессионально занимающего изучением культурно-исторического контекста школьной жизни: В театральной практике есть действо под названием дивертисмент: ряд концертных номеров, составляющих особую программу, даваемую в дополнение к основному спектаклю. Так вот, вечер в Театре музыкальной комедии по случаю тридцатилетия школы Унисон вполне может быть назван дивертисментом, если считать, что основной спектакль, дополнением к которому он стал, – это как раз те самые первые тридцать лет взрослых и детских неустанных и непрерывных трудов и дней (воспользуюсь словами Гесиода). Это был своего рода народный праздник урожая. А поскольку урожай оказался обильным, то и праздник удался на славу.
К чему скрывать? Я смотрел на всех участников с чувством восторженного очарования. До этого вечера я был знаком с ними – учителями и учениками – именно как с учителями и учениками. И вот вдруг они открываются мне совершенно с новой, внешкольной стороны. При этом я наперед уведомлен, что главными и основными творцами всего этого грандиозного шоу выступают не взрослые, а сами ребята. Они авторы идеи, они создатели программы, они исполнители, они режиссеры и продюсеры. И то, что происходит на сцене, – ярко и талантливо, задорно и радостно и – одновременно – умно и серьезно. Особенно – когда зазвучали стихи Пушкина!
Не понаслышке знаю, что выбор стихов для публичного исполнения – трудное дело. И уж тем более в условиях дивертисмента, когда до них и после них – танцевальные и вокальные номера, включая исполнение песен Beatles, возводящее и певцов-музыкантов, и весь зал в степень высочайшего кайфа и драйва! А тут – просто стихи, всем давно известные строки. Пастернак, Пушкин…
Пушкин!
Возможно, я пристрастен и ревнив, но когда читают Пушкина, я всегда настораживаюсь. У меня есть мой Пушкин, невольно соперничающий с чужими Пушкиными.
Декламационно-школярское чтение Пушкина с выражением вызывает во мне смесь тоски и ужаса. И когда его стихи зазвучали здесь, я напрягся. И вдруг почувствовал, что звучащие юные голоса – искренни, что в них – живое понимание Пушкина, что минувшая почти четверть тысячелетия не погасила огонь, зажженный гениальным юношей, по возрасту – старшим товарищем нынешних старшеклассников. Мне отчетливо показалось, что они сами переживали в те минуты чувство вневременной слиянности со смыслом воспроизводимых стихов, что они действительно ощущали себя посредниками между Пушкиным и сотнями людей в зале – и зал замер, будто впервые услышав пушкинский призыв, обращенный ко всем и каждому.
Для меня это была точка катарсиса. Именно ради таких мгновений стоит идти в учителя. На всю жизнь. И быть счастливыми, и гордиться, что в ней – хотя бы иногда – случаются такие дивертисменты.
Важно добавить, что эта пространная цитата отражает не просто частное мнение (сколь авторитетным оно ни было бы): его разделило множество других независимых гостей, оценки которых также можно считать по-настоящему экспертными – за плечами каждого большой и успешный педагогический, родительский, творческий опыт.
Так что итог, подводимый в конце пути (а правильнее сказать – при завершении его первого этапа, поскольку образовательный трек, начатый пушкинским марафоном, будет продолжен), оценивается самим Унисоном весьма высоко, и при взгляде на пройденный путь становится понятно, что такой результат едва ли можно считать случайным.
1. О ежедневных стихотворных состязаниях (челленджах) уже было сказано. Но дело не только в том, что стихи Пушкина стали звучать чаще, а в том, что теперь ребята сознательно старались делать это думая, от себя, стараясь быть услышанными.
2. С 6 октября по 11 октября 2023 года под руководством учителя изящной словесности Яны Германовны Гординой проведена Образовательная литературная экспедиция в Пушкиногорье. Ученики 8–11 классов посетили Михайловское, Тригорское и Петровское и Святогорский монастырь. Это была именно экспедиция, а не экскурсия: юные унисоновцы учились читать памятники и артефакты, связывать творчество великого автора с его биографией, видеть в произведениях отражение его внутреннего мира.
3. 18 октября 2023 года (накануне Дня лицея) ученики 3 и 4 классов побывали на экскурсии по Пушкинскому Петербургу исследовали достопримечательности города, связанные с жизнью и творчеством А.С. Пушкина: берег реки Фонтанки, площадь Ломоносова, улицу Росси, фасад Александринского театра, Аничков сад. Эти места – ближайшие к учебному корпусу начальной школы, дети проходит мимо них каждый день. Поэтому особенно важно было помочь им открыть глаза, чтобы вдруг увидеть и почувствовать глубину и объем петербургского культурного времени и пространства, сделать первый шаг к своему Пушкину.
4. 27 октября 2023 года пятиклассники впервые в жизни попытались выразить себя в рисунках по пушкинской тематике. Это произошло в рамках Мастерской учителя изобразительного искусства и технологий Наталии Борисовны Быковой (члена Союза художников России). Работы размещены в выставочном зале школы Унисон.
5. С 28 октября по 31 октября 2023 года состоялся выездной семинар учителей-унисоновцев в Пушкинские горы. Его целью было не только целевое погружение участников в, казалось бы, с детства знакомые ландшафты и экспозиции, но и обсудить проектные задачи на 2024 год по изучению творчества А.С. Пушкина в рамках предстоящего семинара Пушкин через двести лет. Чему мы учим ребенка?. В качестве модераторов содержательного разговора выступили старший методист РЦОКа Центрального района Санкт-Петербурга З.Ю. Смирнова и эксперт образовательных программ В.К. Бацын (г. Москва). Эта поездка в Пушкинские горы стала, по общему признанию, важной составляющей профессионального роста педагогов.
6. 20 ноября 2023 года рамках проекта Философские беседы (ведутся уже третий год по литературно-исторической проблематике) прошло занятие для старшеклассников-унисоновцев 8 и 9 классов на тему: Александр Сергеевич Пушкин два столетия назад… Что значит знать Пушкина?. Авторы идеи – учителя школы Унисон Маргарита Сергеевна Вяльцева, Мария Павловна Соловейкина, Анатолий Евгеньевич Погодин и эксперт Владимир Константинович Бацын.
7. 28 ноября 2023 года во ВК опубликована видеовизитка школы Унисон С Пушкиным в УНИСОН. Автор визитки – ученица 9 класса Мария Баяндина.
8. 29 ноября 2023 года в школе Унисон состоялась встреча учащихся с модельером Владимиром Бухинником, который представил свой авторский взгляд на творчество А.С. Пушкина, презентовав унисоновцам свою коллекцию Ай да Пушкин!. Коллекция вдохновлена творчеством и биографическими подробностями биографии поэта.
9. 20 декабря 2023 года началась реализация серии пушкинских уроков Унисоновская Пушкиниана. Уроки направлены на формирование у учеников 7-10 классов представления о значимости А.С. Пушкина для отечественной истории и культуры, на персонализацию отношения каждого из участников проекта к поэту, на обучение анализу поэтических произведений.
Унисоновцы посетили музей Домик няни в Кобрине, где когда-то жила Арина Родионовна. Им было предложено, разделившись на разновозрастные команды, выбирать предмет из экспозиции музея и сочинить о нём текст любого жанра, стиля, типа, вида.
При этом текст должен быть пронизан тем же настроением и передавать те же чувства, что и стихотворения поэта, посвященные няне.
Автор идеи учитель изящной словесности Маргарита Сергеевна Вяльцева, консультант – учитель изящной словесности Яна Германовна Гордина.
10. В первую неделю февраля 2024 года в начальной школе Унисон проведена Неделя памяти А.С. Пушкина. Дети на доступном уровне были включены в разговор о Человеке и Поэте, сами читали его стихи и пытались выразить свои впечатления об услышанном и прочитанном.
11. 9 февраля 2024 года в рамках расширения образовательного пространства унисоновцев по инициативе Яны Германовны Гординой состоялось знакомство учащихся с современным прочтением творчества А.С. Пушкина на спектакле Мы снова с Пушкиным! в театре Суббота. После просмотра на традиционном челлендже состоялось обсуждение спектакля.
12. 17 февраля 2024 года унисоновцы посетили Царскосельский Лицей, где познакомились с учебными классами и комнатами воспитанников, узнали, в каких условиях воспитывались лицеисты. Перед посещением лицея все ученики получили листы с заданием, которое им предстояло выполнить на пушкинском уроке.
В задании предлагалось сформулировать 5 вопросов для юного Пушкина, а также предположить 5 вопросов, которые мог бы задать им лицеист Александр.
13. 27 февраля 2024 года ученики 3–4 классов выступили в старшей школе с постановкой Сказки Пушкина. Режиссер и организатор этого действа – преподаватель актерского мастерства, артистка театра и кино Юлия Сергеевна Шишова. Постановка вызвала много позитивных оценок, поэтому было принято решение показать ее в рамках внеконкурсной программы Пушкинское многоборье.
14. 6-го марта в школе Унисон состоялся урок Пушкин и мы. Мы и Пушкин в формате пресс-конференции по технологии Round Robin. Ученики 7–9 классов в случайном порядке были разделены на группы по 5–6 человек, каждому члену группы был присвоен порядковый номер. На экране появлялся вопрос. Учащиеся в группе в течение минуты совещались, затем ответ на вопрос оглашал тот член команды, порядковый номер которого называл ведущий. Использование технологии Round Robin помогло вовлечь в процесс обсуждения всех членов группы. Подобранные вопросы, требующие развернутого ответа, позволили не просто проверить знание фактов жизни и творчества поэта, но и определить ценностные установки участников образовательного занятия, их личное отношение к Пушкину.
15. 7 марта 2024 года в рамках расширения образовательного пространства унисоновцев по инициативе Яны Германовны Гординой ученики 9 класса смотрели спектакль Маленькие трагедии в Театре на Васильевском (пьеса драматурга Михаила Хейфеца). Спектакль стал настоящим открытием для ребят, так как явил им новые грани личности и творчества Александра Сергеевича Пушкина. Это посещение стало не только интересным культурным событием, но и важной вехой для понимания наследия Пушкина и роли его личности в жизни современных россиян.
16. 13 марта 2024 года в рамках второго межрегионального конкурса Пушкинское многоборье ученики 10 класса представили пушкинский Домик в Коломне. Автор идеи и постановщик – Яна Германовна Гордина. Кроме того, свои творческие работы по произведениям А.С. Пушкина представили ученик 9 класса Бианки Л. – Пророк, ученица 9 класса Гордиенко Е. – К *** (Керн), ученица 6 класса Пестрякова А. – Еще дуют холодные ветры, ученица 9 класса Баяндина М. – Цветок. Ученица 9 класса Полина Мышак представила авторские комиксы к произведениям А.С. Пушкина и Пушкинский альбом – иллюстрации к произведениям поэта, выполненные ребятами основной школы Унисон (автор идеи Полина Мышак). Вдохновляли и поддерживали учащихся учитель изящной словесности Яна Германовна Гордина и заместитель директора по учебно-воспитательной работе Мария Павловна Соловейкина.
17. 20 апреля 2024 года состоялся юбилейный праздник петербургской школы Унисон Первые тридцать лет, на котором прозвучала литературно-музыкальная композиция ...Пушкиниана..., придуманная одиннадцатиклассниками школы (именно о ней говорилось в первой части данного текста).
Разумеется, каждый из отчетных пунктов может быть развернут с содержательной, методической, организационно-педагогический и иных актуальных точек зрения. Кроме того, каждый из них мог бы быть сопровожден большим иллюстративным рядом – детскими работами, фотографиями и видеозаписями.
Но ценность пушкинского марафона, на взгляд учителей Унисона, не в этих архивируемых материальных свидетельствах, а в становлении тех многочисленных детских компетенций, которые проросли на фоне Пушкина (слова Б. Окуджавы).
Да, минувший учебный год действительно был прожит С Пушкиным в унисон.
И это было замечательно!